Если Грузия станет членом Альянса, Западу придется признать присутствие российских военных в Абхазии и Южной Осетии незаконным.
Такой сценарий рассмотрел Эдвард Уокер, профессор политологии в Калифорнийском университете (Беркли).
Учитывая разбушевавшийся кризис в Украине и распространение российской агрессии, одной из потенциальных горячих точек на карте мира остается Грузия. Последние годы мы наблюдаем усиливающееся сотрудничество этой кавказской страны с Североатлантическим Альянсом.
Так, на саммите НАТО в Уэльсе был согласован пакет усиленного сотрудничества Грузии с Альянсом (Substantial NATO-Georgia Package). Природу этого сотрудничества будет определять делегация, которая прибудет в Грузию для оценки состояния обороноспособности страны. Также в НАТО объявили о создании в стране группы по наращиванию обороноспособности, тренировочного центра и школы формирования оборонных институтов.
Официальная цель инициатив НАТО – помощь в подготовке грузинских офицеров, поддержка реализации военных реформ и проведение учений Альянса с грузинскими войсками. Таким образом, западная военная помощь Грузии перешла от первоначальных усилий по восстановлению внутреннего порядка в стране (например, восстановление суверенитета Тбилиси над регионом Панкисского ущелья в начале 2000-х годов) к сотрудничеству в международных миротворческих операциях (в частности, Грузия участвовала операции НАТО в Афганистане), а теперь и к поддержке национально-территориальной обороны.
Однако наиболее значимым для Москвы является то, что формально членство Грузии в НАТО остается на повестке дня Альянса. Эти намерения были подтверждены на саммите министров обороны стран НАТО в феврале. В совместной декларации описана военная помощь Грузии, которая в будущем «должна помочь стране в подготовке к членству в Альянсе».
Также написано следующее: «Министры стран НАТО напомнили о принятых на саммите в Уэльсе решениях, о том, что Грузия добилась значительного прогресса с момента проведения Бухарестского саммита и приблизилась к НАТО путем реализации амбициозных реформ, национальной программы сотрудничества с Альянсом и эффективного участия в совете НАТО-Грузия. В сотрудничестве между Грузией и НАТО существуют инструменты, необходимые для дальнейшего продвижения страны на пути к членству в Альянсе. Министры стран НАТО напомнили, что главы государств и правительств на саммите в Бухаресте дали согласие на членство Грузии в Альянсе, и подтвердили свою поддержку всем элементам этого решения, а также последующим решениям».
Вместе с тем, я не думаю, что Грузия станет членом НАТО в обозримом будущем. Присоединение к Альянсу требуется официального одобрения всех стран-членов. К тому же, в таких странах, как Соединенные Штаты, существует очень сложная процедура ратификации подобных договоров. Но главное, что западные страны юридически признают Абхазию и Южную Осетию частью Грузии, а наличие российских военных в этих регионах – незаконным. Соответственно, вступление Грузии в НАТО автоматически задействует пятую статью устава Альянса, и страны НАТО окажутся в состоянии войны с Россией.
Несмотря на бахвальство многих американских политиков, я не думаю, что Вашингтон, не говоря уже о Берлине или Париже, согласится на вступление Грузии в НАТО в подобных условиях.
Но в Москве считают по-другому.