Политические новости

Ведомство Игоря Билоуса отчиталось о проделанной работе

Истекли две недели, отведенные премьер-министром Арсением Яценюком на расследование деятельности руководства ГФСУ.

Отстранив от должностей главу Службы Игоря Билоуса и его заместителей Владимира Хоменко и  Анатолия Макаренко, глава Кабмина практически обязал фискалов «доказать  свою эффективность». Чем закончилось расследование, пока неизвестно, как неизвестно и то, удалось ли временно отстраненным руководителям убедить главу Кабмина в своем профессионализме. Мы же, используя открытые источники, подвели  собственные итоги работы главы ГФСУ.

Поступления в бюджет

Как заявлял Билоус, год назад перед ним была поставлена  задача мобилизовать и стабилизировать поступления в бюджет. Объективности ради скажем, что предпосылок для быстрого и качественного решения этой задачи было не так уж много. Во-первых, были потеряны поступления из Крыма (4,6 млрд. грн.) и частично – из восточных областей (9,3 млрд грн). Во-вторых, оборот розничной торговли в Украине за 2014 год снизился на 8,6%, – что означает стремительную потерю потребительского рынка.

И все же в отчете ГФСУ за 2014 год зафиксировано 357,1 млрд грн поступлений – на 17,9 млрд грн, или на 5,3% больше, чем в 2013. По оперативным данным ГФСУ, в январе-феврале 2015 в сведенный бюджет было собрано еще 71,5 млрд грн – на 12,5 млрд грн (21,2%) больше соответствующих показателей прошлого года.

Электронное администрирование НДС

Говорить, что ГФСУ удалось запустить полноценную систему электронного администрирования, пока рано. Сейчас она работает в тестовом режиме. Переход на полноценное функционирование системы должен состояться 1 июля 2015 года.

Промежуточные результаты перехода пока не разглашаются. Но фискалы надеются, что электронный документооборот и автоматический учет денежных поступлений сократит объем теневой экономики в стране и облегчит жизнь не только плательщикам, но и сотрудникам службы. В результате его запуска должно уменьшиться количество обременительных для бизнеса сверок и проверок, а также свестись к минимуму общение с налоговым ведомством, дающее почву для коррумпирования чиновников.

 

Неудача с Единым социальным взносом (ЕСВ)

Сам Билоус признается, что не все запланированные реформы ему удалось реализовать. «Мы были радикально настроены насчет ЕСВ, НДС и многих других налогов», – сказал он в интервью и, как принято, тут же нашел виновного в том, что эти «радикальные настроения» не удалось реализовать,  – Министерство финансов.

По мнению Билоуса, чтобы вывести из тени рынок труда, необходимо уменьшить ЕСВ – таким образом, чтобы вместе с НДФЛ они составляли не более 30-33%. Нововведение может принести результаты только через полгода. Хотя теневой рынок труда, по подсчетам ГФСУ, составляет около 20 млрд грн в месяц – 50% от всего объема ФОТ, в первые месяцы после уменьшения ЕСВ в бюджетных поступлениях будет однозначный провал. К этому Минфин в нынешней ситуации с бюджетом оказался  не готов.

 

Кадровый вопрос и внутренняя люстрация

В первый месяц работы глава ГФСУ провел собеседования с руководителями всех департаментов и областей и по их результатам уволил 94 из 108 руководителей службы, которые, по его словам, «реализовывали политику предыдущей власти» , и 6,5 тыс. должностных лиц, среди которых – 98% руководящего состава. Еще 103 сотрудника (из них 84 руководителя) были освобождены от должностей осенью – в связи с выполнением Закона «Об очищении власти». В ноябре-декабре штат профильного департамента ФГСУ был расширен для проведения около миллиона спецпроверок чиновников в рамках второй люстрационной волны. Кроме того, в ГФСУ была создана новая служба, которая контролирует перевозки товаров и грузов из и в зону АТО.

Налоговый компромисс и проверки

Реализовать идею налогового компромисса чиновникам ФГСУ удалось. Хоть и с опозданием. Соответствующий закон №63-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс» был принят только 25 декабря 2014 года и вступил в силу чуть больше месяца назад – 17 января 2015. Идея состояла в том, чтобы компании, которые пользовались схемами уклонения от налогов, могли в этом признаться, не боясь ответственности, и начать отношения с налоговой «с чистого листа». Действие компромисса ограничено серединой апреля 2015 года. Успеют ли все желающие воспользоваться нововведением, и принесет ли это ожидаемые результаты, покажет время.

В дополнение к этому нововведению ГФСУ на 10-15% сократила количество проверок, изменив и подход к ним. Если раньше пришедший на предприятие инспектор сразу же озвучивал представителям компании сумму к выплате, сейчас составление акта проводится только после проведения аудита. При этом Билоус согласен, что качество этого аудита зачастую небезупречно, а профессионализм некоторых аудиторов вызывает вопросы. Но, по его мнению, сейчас важно отладить систему, а со временем можно будет заняться вопросами мотивации и контроля служащих ГФСУ.

Оксана Ельченко