В то время как российско-германские отношения в торгово-экономической сфере развиваются крайне успешно - в 2012 году товарооборот между странами составил рекордные 80,5 млрд евро, политические отношения стремительно движутся к "низшей точке".
Накануне российско-германского форума “Петербургский диалог” в Касселе сопредседатель форума Лотар де Мезьер согласился в интервью Die Welt прокомментировать сложившуюся ситуацию.
“Так, бывшие советские республики, в том числе и Украина, стали суверенными государствами, и оказывать на них давление нельзя ни одной из сторон – ни Евросоюзу, ни Москве, – заявил де Мезьер. – При этом ЕС не следует полностью игнорировать интересы Москвы”. Украина и Россия, поясняет политик, все равно тесно переплетены друг с другом, в связи с чем “отказ от всех экономических контактов с Россией, как того в соглашении об ассоциации требует ЕС, ударит как по Украине, так и по России”.
Поэтому в этом кризисе, продолжает де Мезьер, “Петербургский диалог” особенно важен. “На форуме мы можем обсудить с российской стороной вещи, которые нам мешают, и сделать это таким образом, чтобы услышанными оказались обе стороны, а то пока что у русских складывается впечатление, что немцы обращаются с ними как с осмеянным любовником”. То есть, подчеркивает эксперт, “не очень уважительно”.
Критика происходящего в России – имеются в виду дефициты в правовом поле, имперские жесты российского правительства и преследование антиправительственных СМИ – со стороны высокопоставленных немецких политиков, в том числе федерального президента и канцлера Германии, является, по мнению де Мезьера, “контрпродуктивной”. “В случае президента Йоахима Гаука у меня складывается впечатление, что тот сознательно поддерживает дистанцию по отношению к России по семейным обстоятельствам, – продолжает де Мезьер. – Так, немецкого президента не раз приглашали посетить Россию, но тот не предпринимал в этом направлении никаких конкретных шагов, что не совсем умно с дипломатической точки зрения”. Да и на открытие выставки в Москве, посвященной российско-немецкой истории, вместо себя он прислал одного из своих министров. Москва же, разумеется, “тщательно регистрирует все эти случаи”, уверен политик.
Если уж говорить о долговых обязательствах, продолжает де Мезьер, “не стоить забывать и об активах”. Так, сейчас в России работают “6 тыс. немецких компаний, наша энергетическая безопасность полностью зависит от российского газа, который Москва всегда исправно поставляла нам”. В конечном счете, “Петербургский диалог” – это еще и успехи, которые, правда, остаются незамеченными общественностью. В частности, перечисляет де Мезьер, это “сотрудничество в научной сфере, обмен в религиозной и культурной сферах, также нам удалось добиться организации экспозиций трофейного искусства”.