Украинцы задают логичный вопрос: почему в стране объявляется мобилизация, если войны формально нет.
Об этом пишет Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова.
“Сегодня Верховная Рада Украины одобрила проект указа президента Порошенко о проведении трех волн мобилизации в 2015 году. Под действие указа попадут в основном военнослужащие запаса, а всего за год планируется мобилизовать около 200 тысяч украинцев.
Если рассматривать сам факт объявления мобилизации без введения военного положения исключительно в правовом поле, то формально государственная власть имеет законные основания для объявления мобилизации. Нужно учитывать, разумеется, что украинское правовое поле весьма несовершенно.
Куда больше вопросов возникает, когда речь заходит о другом аспекте ситуации, а именно – налаживании эффективной коммуникации между властью и обществом. Вопрос мобилизации очень чувствительный и касается многих, а потому руководству страны нужно уметь объяснять, что именно происходит и ради чего. Ведь люди беспокоятся и задают логичный вопрос: почему в стране объявляется мобилизация, если войны-то формально нет?
Если бы власть подходила к решению проблемы комплексно и добросовестно придерживалась всех принципов украинского законодательства, а не только отдельных пунктов, то ее первым шагом должно было бы стать объявление военного положения. Именно таким образом, согласно закону об обороне, нужно реагировать на внешнюю агрессию. Тем не менее, правовые основания для призыва закон о мобилизационной подготовке и мобилизации власти дает.
Если же говорить о численности людей, которых планируется мобилизовать (с противоположной стороны воюют 35 тысяч человек, а Украина планирует призвать 200 тысяч), то тут тоже есть определенные нюансы. Мобилизация не означает, что все, кого призовут, будут постоянно находиться на линии фронта или в тренировочных лагерях.
Один из ключевых мотивов проведения мобилизации – ротация и освобождение тех, кто уже исполнил свой долг, а также, частично – компенсация потерь среди личного состава ВСУ. Так что ожидается не только мобилизация, но и демобилизация.
Предельная же численность вооруженных сил должна быть определена Верховной Радой, что закреплено в указе президента о трех волнах мобилизации. Поэтому не стоит думать, что все, кого мобилизуют, попросту арифметически будут добавлены к тем, кто уже находится в строю.”