Политические новости

Дебальцево – это бомба под Минскими соглашениями, – Фесенко

И качественная, и количественная информация подтверждают, что реального перемирия нет.

Об этом пишет политолог Владимир Фесенко.

Если на отдельных участках фронта еще можно говорить об относительном перемирии – примерно таком же, как осенью прошлого года, то как минимум на двух участках идут полноценные бои, гибнут люди и продолжается настоящая война: это Дебальцево и Широкино, пишет Владимир Фесенко для издания “Новое Время”.
Количественные данные также показывают, что о перемирии говорить не приходится. За первый день перемирия боевики совершили около ста обстрелов, погибло пять наших солдат. Для сравнения – осенью режим прекращения огня нарушался до двадцати раз день, и погибших было меньше. То есть мы даже не вышли на уровень прошлого года. Плюс имеют место провокации, такие как вчерашний обстрел Донецка.
Все это дает основания для весьма скептических прогнозов, но главная проблема – это Дебальцево. По сути, это детонатор под всеми Минскими соглашениями: если этот узел не развязать, то о каком-либо выполнении договоренностей даже по первому пункту говорить не приходится.
Боевики явно хотят решить вопрос Дебальцево военным путем, а значит, рано или поздно руководству ВСУ придется принимать решение о его деблокировании или контроперации.

Но неизвестно, получится ли продвинуться в выполнении Минских соглашений. Принципиальная позиция Украины – полное прекращение огня и только затем отвод тяжелых вооружений. Я не вижу никаких к этому предпосылок: график уже нарушен и вернуться к нему будет практически невозможно. Это первая проблема. Вторая проблема связана с тем, что у сторон практически не осталось доверия друг к другу по поводу согласованной процедуры отвода тяжелых вооружений. Никто не хочет начинать первым, а для одновременного отвода нужны ювелирные, согласованные действия и четкий контроль ОБСЕ. НО ОБСЕ, похоже, готова расписаться не только в своей неспособности проконтролировать отвод тяжелых вооружений – они не могут даже обеспечить режим прекращения огня.

В идеале нужно согласовать участки, с которых начнется отвод вооружений, и начать стоило бы с Дебальцево. Пусть даже не на 50 км – хотя бы на 20 км взаимного отвода.

Пункт об отводе тяжелых вооружений, которым так гордились европейские лидеры, один в один повторяет прошлогодний, но гарантий и механизмов его выполнения так и не появилось. Поэтому, увы, дай бог развязать дебальцевский узел и выйти хотя бы на уровень прошлого года. Пока существуют высокие риски новой эскалации конфликта и, возможно, в будущем нам придется искать новый формат переговоров. И главным пунктом должно стать четкое определение линии разграничения. Ведь именно то, что проблема Дебальцево не была решена в Минске, сейчас аукнулось обеим сторонам. И без ее решения ни о какой реализации Минских договоренностей не может идти и речи.

innika