Политические новости

Портников: В XXI веке новая империя не состоится

Украинский эксперт и журналист уверен, что Украина и Республика Молдова встретятся в Европе и решат вопросы своей территориальной целостности…

Виталий Портников уверен, что Украина и Республика Молдова встретятся в Европе и решат вопросы своей территориальной целостности, найдя модель санации тех регионов, где ощущалось российское влияние – будь то Приднестровье, Донбасс или Крым. “Думаю, это вопрос трех-пяти лет”, считает Виталий Портников.

Ратификация Верховной Радой Украины Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом – момент бесспорно положительный, но, тем не менее, ни одна страна, прошедшая через этот процесс, не отложила на полтора года вступление в силу существенной части этого соглашения. Такое решение выгодно, прежде всего, Российской Федерации, утверждает эксперт и аналитик из Киева Виталий Портников, так как в результате у России есть целых полтора года на продолжение своей агрессивной политики против Украины.

Кроме того, хотя формально Украина в выигрыше от этого переноса, который сохраняет еще на полтора года возможность торговать с Евросоюзом на выгодных условиях, это, тем не менее, приведет к тому, что украинские производители не будут торопиться с переходом на европейские стандарты. Таким образом, процесс европейской интеграции фактически будет приторможен для Украины еще на полтора года, говорит эксперт.

С другой стороны, Верховная Рада приняла во вторник, 16 сентября, и новые законы, предложенные президентом Петром Порошенко для урегулирования конфликта на востоке страны. Депутаты приняли законы об “особом статусе” восточных областей Украины, о введении особого порядка самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей сроком на три года, а также о проведении внеочередных местных выборов в этих регионах в декабре нынешнего года.

Виталия Портникова, который находился в Кишиневе по случаю Ежегодного форума дебатов по вопросам европейской интеграции Республики Молдова, журналисты “Свободной Европы” спросили, что означает такое развитие событий для соседней Украины?

Виталий Портников: Это значит, что Владимир Путин пытается остановить исторический процесс таким образом и навязывает Петру Порошенко и Украине попытку создания какого-то внутреннего анклава, который будет тормозить европейское развитие Украины, некий особый статус тех районов, где уже есть диверсанты и российские войска.

Я, честно говоря, не очень верю в то, что эти законы реально будут воплощены в жизнь. Потому что я не верю, что люди, которые находятся в оккупированных Россией районах Донецкой и Луганской областей, будут их исполнять. Тут все очень просто. Может сложиться иллюзия – не знаю, у кого она есть, она может быть у президента Порошенко в определенной степени, тем более у президента Путина – что если Путин захочет, то те люди, которые называют себя властями народных республик, будут выполнять эти законы. Но это неправда. Потому что тут два варианта – либо Путин выводит войска, и тогда становится ясно, что все эти законы бессмысленны, потому что эта территория будет такой же, как территория освобожденная в ДНР и ЛНР – Славянск, Краматорск, обыкновенная Украина; либо он оставляет войска. Тогда эти люди будут, опираясь на эти войска, бойкотировать любые действия, потому что это структура, которая направлена на террор, войну и диверсии, как Хамас.

Свободная Европа: Украинские журналисты, я видела несколько месяцев назад, сделали репортаж в Приднестровье – о том, как Украина может пойти по пути Молдовы и как не стоит этого делать. Сейчас эти документы напоминают очень сильно документы о создании Приднестровья…

Виталий Портников: Приднестровье все же находится как бы вне Республики Молдова. И есть еще одна важная вещь: какой процент территории Республики Молдова занимает Приднестровье? Приднестровье – это 15% территории Республики Молдова, а здесь 2 процента украинской территории. Понимаете, это несоизмеримые величины – раз; Приднестровье не часть Республики Молдова – два. Это знаете, что напоминает больше? Это напоминает план Козака. Осуществленный. Особый статус, народная милиция какая-то– понятно, что все эти люди будут находиться под российской, а не под украинской юрисдикцией, непонятный статус границы, и то, что эта территория как бы должна сдерживать дальнейшее развитие Украины. Как 2 процента могут сдержать 98 – я не знаю.

Свободная Европа: Кстати, в Молдове очень много обсуждалось в свете последних событий, что Украина является неким щитом, скажем так, для Республики Молдова, что у нас большое преимущество – отсутствие общих границ с Россией. Как вы видите будущее этого региона? Можно ли рассматривать Украину как гаранта европейской интеграции Республики Молдова?

Виталий Портников: Ну, это неправда, что у вас нет общих границ с Российской Федерацией. На самом деле они у вас есть, и это Приднестровская Молдавская Республика самопровозглашенная. Как у поляков Калининград, например. Это территория, условно говоря, с которой может осуществляться агрессия, с которой могут осуществляться провокации, с которой могут действовать российские войска, которая может быть использована как повод для нападения. Более того, думаю, что Приднестровье намного опаснее, чем Калининградская область, потому что Калининградская область это Россия, и Москве сто раз подумать, прежде чем начинать какие-то конфликты с территории этого региона. А приднестровская молдавская республика – это территория, которая ни за что не отвечает. Как „зеленые человечки” – вот „зеленые человечки”, уже говорил сегодня представитель НАТО, насколько я помню, о том, что есть элементы крымского сценария в молдавской политике. Так что, как видите, Украина еще продолжает борьбу, а у вас это уже разворачивается.

Я не думаю, что Украина это какой-либо щит, по той простой причине, что у меня нет сомнений в том, что Российская Федерация постарается действовать на всех направлениях од-но-вре-мен-но, направлениях воссоздания нового союзного государства, нового Советского Союза и создания новой сферы влияния. И вот то, что Молдова является, по мнению архитекторов этого союза, его неотъемлемой частью, можете не сомневаться. Вот Латвия, Литва и Эстония – они должны стать частью сферы влияния, хотят к этому принудить. А что касается Молдовы, то ее хотят с помощью Приднестровья и Гагаузии заставить отказаться от окончательного европейского вектора.

Свободная Европа: Скажите, а почему Владимир Путин рассчитывает на то, что эти рычаги будут работать? Потому что, говорят, XXI век на дворе, сейчас другие рычаги влияния…

Виталий Портников: У него нет других – во-первых. Во-вторых, он не человек XXI века, а человек Средневековья. И, в-третьих, он хочет воссоздать некое современное Средневековье, и то, что мы видим, это во многом попытка подменить настоящее, то, что происходит на самом деле, даже не средневековыми действиями, а информационными манитехнологиями. Во многом то, что мы видели в Крыму, и то, что мы видим в Донбассе, и то, что мы видим с Приднестровьем, это во многом манипулирование технологией, информационными возможностями, телевидением, но это никак не то, что происходит на самом деле. Просто на самом деле при этом гибнут живые люди.

Но опять-таки, оказывается, что экономического потенциала для того, чтобы все это содержать, нет. Что расчет на то, что телевизор победит реальность. Потому что, к сожалению, надо признать, что мы имеем дело с не очень компетентной элитой, которая вообще не верит в исторические процессы, а верит в то, что деньги и пропаганда сильнее исторических процессов и экономики.

Свободная Европа: Насколько опасна пропаганда российских телеканалов для Республики Молдова – на примере Украины?

Виталий Портников: Я считаю, что российская пропаганда очень опасна, потому что она имеет дело не просто с посторонним населением, а с населением, которое привыкло к советским пропагандистским штампам. И она пытается оживить советские пропагандистские штампы. Поэтому то, что делают эти телеканалы, это в принципе является самой беспардонной и нечестной пропагандой, потому что они не дают в принципе второй точки зрения – у них это исключено. Фактически это еще одна армия Владимира Путина, между прочим, она намного более действенная, чем армия “зеленых человечков”. Потому что именно эти телеканалы не давали возможность в том же Крыму создать нормальное поле для жизни людей. Они убеждали людей в том, что эта иждивенческая, патерналистская позиция, которой они придерживались все годы жизни в Крыму, она есть нормальная; и, конечно, когда этим людям сказали, что вот наконец-то пришло государство, которое обеспечит это в большем объеме, чем Украина – многие из них не могли это не воспринимать с энтузиазмом. Ну и так далее… То есть, я прекрасно понимаю всю ту разрушительную опасность, которую пропаганда вообще несет в постсоветские умы.

Свободная Европа: Скажите, как Вы видите будущее этого региона, учитывая и ситуацию на Украине, и то, что нынешняя власть Республики Молдова заявила о необратимости европейского курса страны, и предстоящие выборы 30 ноября? Что нас ждет, и не только Молдову – Украину тоже? И как сделать так, чтобы вот эта новая империя не состоялась?

Виталий Портников: А новая империя не состоится. XXI век – это не век империй. Просто это мы видим на самом деле не строительство империи, а агонию империи. Я совершенно не сомневаюсь, что под тяжестью возложенных на себя псевдо-задач Россия не выдержит. Потому что на самом деле задачи России – это экономические реформы, это понимание точной модели развития всей этой огромной территории, половина которой практически не населена и содержится другой половиной. И поскольку никаких ответов на это нет, я вообще думаю, что эта модель – восстановления империи – явилась как ответ на экономический крах путинской модели. И эта агония приведет к краху. Я не знаю, чем этот крах завершится, либо переформатированием российской государственности, либо ее развалом как таковой. Но точно знаю, что мы с вами встретимся в Европе и решим проблемы нашей территориальной целостности, найдя модель санации регионов, где ощущалось российское воздействие и воздействие криминальных кланов, будь то Приднестровье, Донбасс или Крым..

Свободная Европа: А если говорить о времени – вы решитесь какие-то прогнозы сделать?

Виталий Портников: Да, я считаю, что это вопрос трех-пяти лет. Знаете, еще пару лет назад я бы сказал, что это вопрос двадцатилетия. Но мне кажется, сейчас – и это даже не вопрос оптимизма, это просто понимание ускорения времени – исторические процессы пошли так быстро, что я не берусь мыслить категориями двадцатилетия.

По материалам «Свободная Европа»
regional