Политические новости

О своей поездке в Украину: Без запаха войны… и реформ, – Слава Рабинович

Финансовый аналитик, политический обозреватель Слава Рабинович поделился в интервью Newsader своими впечатлениями о поездке в Украину.

Главной целью его путешествия в эту страну было выяснить, насколько преуспели украинцы в осуществлении реформ, которые были вдохновлены Евромайданом в 2014 году — многонедельным митингом, который завершился свержением прокремлевского режима Виктора Януковича в Киеве.

С.Р.: При Януковиче в Украину вообще не приезжал. Активно посещать эту страну я начал с 2014 года. Соответственно, могу сравнить лишь две фазы: ситуацию в первые месяцы после Евромайдана и текущее состояние.

Прежде всего замечу, что в Украине ослаб запах войны. Ранее многие украинцы были уверены: нельзя полностью исключать, что российские самолеты однажды будут бомбить украинскую столицу. Однако царившей два года назад паники, которая была связана со страхом перед наступлением российских войск на Киев, больше нет. Все, что связано с войной, ограничено тем замороженным конфликтом, который, к сожалению, будет существовать, по всей видимости, долгие годы на Донбассе.

Таково главное приятное изменение, которое я наблюдал. Не менее позитивно и то, что в Украине, судя по всему, навеки установилась некая форма политической демократии, а также плюрализма мнений и свободы слова, и там никогда больше не может возникнуть трагедия массового голода и репрессий — вот что гарантировала политическая система, сложившаяся благодаря Майдану.

В то же время, к сожалению, эти факторы никак не влияют на то, что происходит в Украине в финансово-экономическом плане. Мы не можем констатировать, что свершились события, в отношении которых лично я питал надежду в октябре 2014 года, когда посетил Украину. Тогда я публично сказал: в этой стране произошла “Революция достоинства” — революция среднего класса, свергнувшая воровскую клику, и наступил исторический момент, позволяющий в корне изменить судьбу страны. Когда украинцы избрали президентом Петра Порошенко на свободных президентских выборах, а затем — народных депутатов в Верховную Раду на не менее свободных парламентских выборах, народ тем самым передал новоизбранным персоналиям серьезный мандат на преобразования в экономической и финансовой сферах.

NA: Как Вы оцениваете деятельность правительства Арсения Яценюка?

С.Р.: К несчастью, мы вынуждены теперь признать, что правительство Яценюка не оправдало возложенного на него доверия. То же самое можно частично сказать об остальных персоналиях — в какой-то мере и о Порошенко, и о некоторых депутатах Рады, и о других главных героях политической жизни Украины. Часто так бывает, что, если революцию делает какой-то определенный социальный слой, то бенефициарами становятся какие-то совсем другие люди. Вот и в Украине завоевания “Революции достоинства” не материализовались в те финансовые и экономические преобразования, о которых я говорил полтора года назад.

Сейчас Украина продолжает скатываться во все большую рецессию: фиксируется существенное падение ВВП и чудовищная инфляция на уровне 25 процентов, а эти два явления в сочетании означают стагфляцию. Плохая новость в том, что еще никому и никогда не удавалось выйти из стагфляции с применением монетарных способов. Хорошая новость — это то, что стагфляция происходила во многих странах в самые разные исторические эпохи. Путь выхода из нее хорошо изучен. Речь идет о серьезных структурных реформах. Соответствующие рецепты — специально для Украины — были описаны большим количеством экономистов, в том числе мною, 20 месяцев назад.

NA: Как Вы полагаете, какие из заявленных два года назад реформ были проведены и какие — провалены?

С.Р.: Очевидно, что, по меньшей мере, экономические реформы практически не были проведены, поэтому стагфляция будет продолжаться. Это, мягко говоря, очень сильно огорчает, причем еще и потому, что играет на руку Путину: неудача Украины жизненно важна для него с точки зрения того, чтобы показать так называемому “российскому народу” — или, как некоторые говорят, “населению”, — что революция, подобная украинской, не приносит ничего, кроме разрухи, хаоса, боев, жертв, сгорания национальной валюты, финансово-экономического коллапса и всеобщего обнищания. Такой посыл нынешней кремлевской пропаганды необходим путинскому режиму для того, чтобы российское население ни в коем случае не вздумало поднимать восстание.

Это очень печально, ведь против Путина выступают на самом деле десятки миллионов россиян, если ориентироваться на цифру в 20 процентов от 140 миллионов человек. Им хотелось бы видеть процветающую Украину и реализацию аналогичных изменений в России. Так вот, эти 30 миллионов граждан на данный момент сильно разочарованы. Я уже не говорю про украинский народ, на долю которого выпало столько несчастий из-за агрессии Кремля.

NA: Вы полагаете, что сейчас фактор российского вмешательства сведен к минимуму?

С.Р.: Нет, эта агрессия, очевидно, продолжается, однако обосновывать ею и только ею нынешнее состояние украинской экономики нельзя. Хотя доля правды в такой аргументации имеется, все же главной причиной бед является импотентная власть — импотентная по отношению к преобразованиям, о которых я говорил. Насколько я могу судить, на протяжении последних двух лет МНОГИЕ нынешние украинские чиновники занимались и продолжают заниматься набиваем собственных карманов, как это было и при Януковиче. Не берусь судить о всех политиках, но, боюсь, мое высказывание справедливо звучит в отношении большей части украинской бюрократии.

В свое время у Украины была возможность воспользоваться рекомендациями покойного Кахи Бендукидзе и даже поставить его во главе правительства, однако этот шанс был упущен. Впоследствии “волшебная палочка” перешла в руки Михаила Саакашвили. Считаю, что было бы правильным назначить его премьер-министром, хотя решать, конечно, украинскому народу.

NA: Полагаете, что недавно назначенный премьер Владимир Гройсман менее подходит на эту должность?

С.Р.: Дело в том, что у Саакашвили есть “трек-рекорд” в виде результатов, которых он добился всего лишь за один первый год реформ в Грузии. У Гройсмана такого бэкграунда нет, и мне неизвестны его достижения на госслужбе в проведении столь быстрых, масштабных, радикальных и действенных реформ. Сейчас у него мало времени на раскачку, а необходимый масштаб очень сложной задачи огромен. Сможет? Не знаю, но желаю ему успеха.

NA: Насколько можно понять, Надежда Савченко, незаконно удерживаемая российскими спецслужбами, является сейчас главным героем Украины. Не сложилось ли у Вас впечатления, что данная фигура — если бы она стала кандидатом в президенты после возвращения из московского плена — могла бы быть поддержана украинским народом, который, вероятно, уже озаботился альтернативой нынешним властям по причине неблагоприятных обстоятельств, описываемых Вами?

С.Р.: Да, эта идея очень широко обсуждается в украинском обществе, равно как и то, что официальный Киев не торопится возвращаться Савченко на родину из-за возможного политического хаоса, который может наступить в результате возвращения Надежды в Украину: ее существенный политический вес может спутать все карты действующим игрокам.

Если ее здоровье будет в порядке — а очень хочется надеяться на это, — и если у нее будет желание, я считаю, что у Савченко имеется колоссальное политическое будущее. Вопрос лишь в том, какова ее экономическая программа, о которой я пока ничего не слышал.

Я, как и все остальные, понимаем, что перед нами — женщина исключительной храбрости, приобретшая мировую славу благодаря собственной стойкости. Тем не менее, эти качества — не единственные, которые требуются политическим лидерам, особенно если речь идет о странах “переходного периода”. Ее миссия по борьбе с коррупцией, разумеется, двинула бы страну в правильном направлении. Но как она собирается строить капитализм? Не съедет ли она на популистские рельсы, как это сделал условный СОБИРАТЕЛЬНЫЙ Ляшко? Не перейдут ли при ее правлении деолигархизация и демонополизация, столь необходимые Украине, в процедуру раскулачивания богатых и среднего класса? Не случится ли Шариков из “Собачьего сердца”, предлагающий все отнять и поделить?

Должен заметить, что в Америке в свое время были приняты меры по деолигархизации и демонополизации с одновременным укреплением капиталистического строя. Если у Савченко появится команда специалистов, которые сумеют провести Украину по пути, пройденному Соединенными Штатами много десятилетий назад, не сомневаюсь, что Надежда сможет добиться огромных результатов. Я бы назвал данный сценарий развития страны как наиболее оптимистичный.

kuznecov