Самая скандальная новость этого месяца – внезапное освобождение из тюрьмы Виктора Лозинского, депутата-убийцы. Всё теперь уйдёт на второй план – и новости, связанные с АТО, и международные события. Это – запомнится. Первый всеукраинский скандал первой недели президентства Петра Порошенко.
Официальная причина, с которой согласился суд, выпустивший Лозинского, – некие проблемы со здоровьем. Неофициальная причина – то есть именно то, почему всё это и произошло, – тот факт, что мы после зимнего противостояния забыли о Системе. Вот именно так – с большой буквы. И именно так – забыли.
Задумайтесь: прошло уже три месяца, а ни один из тех, кто причастен к зимней бойне на Майдане, ни один из тех, кто нанимал и вооружал «титушек», ни один из тех, кто штамповал явно незаконные решения судов о содержании под стражей активистов, – никто не наказан. Некоторые – даже сохранили свои должности в так называемых правоохранительных органах и так называемых судах.
Более того. Прошло шесть месяцев (ещё раз: шесть!) с момента разгона студенческого Майдана, с момента попытки тогдашней власти подавить уже обыкновенный всенародный Майдан в ночь на 11 декабря 2013-го. И что? Вы можете назвать фамилию хотя бы одного из тех, кто пошёл под суд за выполнение преступных приказов и организацию тех кровавых событий? Нет таких людей – все наслаждаются жизнью на воле. Причём даже те, чьи имена были засвечены сразу после упомянутых событий.
Ещё один вопрос: а как так получилось, что все – без преувеличения, все! – ключевые соратники Виктора Януковича успешно сбежали из Украины? Ну вот как?
И надо понимать, что они покидали страну не в одно время. Некоторые сразу после смены власти, ещё в конце февраля. Ну а некоторые, как говорят, продолжали иногда посещать Украину и при новых руководителях. Что это за гуманный подход такой? Чем он был вызван?
Вопросы до сих пор без ответа. Да и не стараются их уже задавать. А ведь всё очень просто: если можно этим, то почему нельзя Лозинскому?
Система себе поможет
Ни одна из тех глупостей, ни одно из тех зверств, которые совершили Янукович и связанные с ним люди, не были бы возможными, если бы в их пользу ни согласился поработать какой-нибудь маленький, едва заметный в обычной жизни исполнитель. Какой-нибудь, казалось бы, безобидный судья типа Родиона Киреева. Какие-нибудь, казалось бы, непримечательные следователи и прокуроры вроде тех, которые представляли обвинение на абсурдных зимних процессах, когда за перевозку шин для Майдана или ношение защитных касок или вообще случайно можно было схлопотать несколько месяцев в СИЗО. Какие-нибудь, казалось бы, скромные администраторы, которые обеспечивали документальное оформление решений Януковича и его ближнего круга. Вот именно эта вся тривиальная публика, о которой легко забыть, и породила ту нетривиальную беду, которая уже, к счастью, стала историей.
Но историей – не до конца. Где сейчас вся эта публика? Ну, все же мы прекрасно понимаем, что эти люди в большинстве своём продолжают работать. Судьи – по-прежнему судьи. Прокуроры – по-прежнему прокуроры. Служащие системы исполнения наказаний, которые, например, готовы были создать самые жёсткие условия политическим противникам бывшего президента и активистам оппозиции, но самые комфортные – нужным людям, тоже по-прежнему служащие этой самой системы.
И вот Лозинский – это тоже их работа. На этом празднике околовластной жизни есть место каждому, кто со связями и при деньгах. Система любому из них поможет – просто потому, что так Система помогает самой себе.
Ведь не Януковичем единым жили в нашей стране бесправие и произвол.
Как это всё может существовать так долго? А вот лишь за счёт того, что Система вытаскивает из-под ответственности те свои «винтики», тех своих «солдат» и «командиров», которые по каким-то причинам вдруг утрачивают системную неприкосновенность.
Пятый как первый
Вдумайтесь: у нас к пятому президенту народ обращается, фактически, с теми же требованиями, с теми же надеждами, с какими обращался и к первому президенту. Ну, разве что желание евроинтеграции теперь формулируется намного чётче, чем во времена Леонида Кравчука. Хотя это, наверное, всего лишь потому, что за двадцать лет обществу стало понятнее: в одном этом желании суммировано вообще всё то, чего людям хотелось бы от жизни. И заодно в этом желании скрыта огромная неприязнь к нашим, украинским руководителям. К тем, кто за двадцать лет так и не сумел решить ни одной из существенных проблем. И Евросоюз нужен Украине ровно постольку, поскольку Украине не нужна наша же, родная коррумпированная власть. Вот именно та власть, при которой антигерои типа Лозинского вдруг могут оказываться на свободе.
Кстати, жаль, что Лозинского выпустили на этой неделе, а не на прошлой, – мог бы ещё успеть на инаугурационные торжества. Лозинский хорошо там смотрелся бы рядом, например, с Александром Ефремовым. Который до сих пор руководит до сих пор существующей в до сих пор действующем парламенте фракцией Партии Регионов – той самой, чьими усилиями 16 января 2014-го Янукович пытался продавить превращение Украины в жёсткое диктаторское государство, где карали бы и за правду, и за смелость, и за свободу. Вот почему регионалам можно, а Лозинскому нельзя избежать ответственности?
Итак, проблему с Лозинским можно решить только в комплексе с другими подобными проблемами. Вот премьер-министр Арсений Яценюк потребовал от Генпрокуратуры срочно обжаловать решение об освобождении этого конкретного убийцы. Де-факто речь идёт о недовольстве премьера одной конкретной необоснованной привилегией для одного конкретного связанного с властью человека. Но надо понимать, что система необоснованных привилегий в Украине всё равно останется, даже если Лозинский вернётся обратно за решётку (статья была написана до того, как стало известно, что Лозинского снова задержали – прим.ред.).
Суть проблемы – как раз в этой системе. В этих необоснованных привилегиях. И эта система необоснованных привилегий за минувшие годы – а это не только годы независимости – стала и общественно-государственной системой. Той Системой, о борьбе которой против нас же минувшей зимой – общество стало понемногу забывать. Ну, мол, лето. Новые вызовы. Да ещё и примирительная риторика, которую распространяют наши политики при поддержке европейцев…
Вот вам и Лозинский. Чтобы помнили. Чтобы наказали.