На переговорах с американцами и европейцами россияне говорят одно, а нам – совсем другое.
Об этом пишет Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований “Пента”.
Ситуация на востоке Украины стагнирует. Никакого прогресса в установлении устойчивого перемирия не наблюдается.
В конце августа прошлого года, в период очередного обострения обстановки на востоке страны, сторонам минского процесса удалось выйти на перемирие благодаря усилиям, в первую очередь, немецкого канцлера, а также французского президента Франсуа Олланда. Посмотрим, насколько действенной в результате станет последняя встреча Петра Порошенко с Ангелой Меркель, и поможет ли она утихомирить столкновения сегодня.
Тем не менее, в прошлом году, на мой взгляд, установлению перемирия способствовала не только позиция Германии и Франции, но и смена тактики самой России. Тогда Путин готовился к предложениям по созданию антитеррористического союза с Западом, к выступлению на сессии Генеральной Ассамблеи ООН и т. д. Он хотел испытать новую тактику, благодаря чему и удалось выйти на устойчивое перемирие.
Сегодня успех в установлении настоящего режима прекращения огня снова зависит от России и позиции Путина. Если россияне пойдут на серьезные уступки, в частности, согласятся на проведение выборов в Донбассе, тогда, возможно, удастся выйти и на перемирие. Но пока никаких серьезных и очевидных уступок нет. Они играют в двойную игру: на переговорах с американцами и европейцами россияне говорят одно, а нам – совсем другое. Более того, ничего из того, о чем представитель России Борис Грызлов говорил во время своего визита в Киев, на переговорах в Минске не обсуждается. В частности, судя по утечкам информации, он говорил о том, что РФ готова согласиться на участие в донбасских выборах украинских партий. В Минске, тем временем, никто на это не соглашается.
Эта двойная игра не укрепляет доверие к России. Более того, она является одной из причин «зависания» минского мирного процесса.
Если Россия не пойдет на уступки, вряд ли будет реализован и вопрос внесения изменений в Конституцию Украины. Лично я сомневаюсь, что Верховная Рада проголосует за законопроект о конституционных изменениях в части децентрализации вместе с 18-м пунктом об особом режиме самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. В нынешней обстановке будет очень сложно провести через украинский парламент любые изменения в рамках минского процесса.
Ситуация непростая. Не думаю, что Путин пойдет на серьезные уступки. На частичные – да, пойдет. Но будет ли этого достаточно для украинского парламента, я не уверен.