Со вмешательством в ход избирательных кампаний в странах Запада у России как-то не задалось. На очереди – выборы в Бундестаг ФРГ, результаты которых определят и руководителя мощнейшего государства Евросоюза. Возможности для влияния на эти результаты у Кремля сейчас минимальные. Основной козырь, на который делали ставку в Москве, - русскоговорящие граждане Германии. Таковых больше миллиона.
Многие из них смотрят российские телеканалы и волей-неволей впитывают постоянно повторяемые месседжи. Мне неоднократно доводилось общаться с немцами – как «советского» происхождения, так и с коренными жителями – и разница в восприятииинформации действительно поражала. Если выходцы из СССР наперебой рассказывали, как Германия страдает от иммигрантов, то «коренные»не выражали заметной обеспокоенности по этому поводу. Налицо успех «кремлёвского агитпропа»!Но всплеск этой агитации пришёлся на 2015 год, когда в Германию, кстати, прибыло больше всего мигрантов. Годами искусственно поддерживать актуальность проблемы на столь высоком уровне не под силу даже мощной пропагандистской машине. Да и полностью завоевать умы русскоговорящих немцев российская пропаганда всё равно не сможет – у местных граждан слишком много альтернативных источников информации.
Прошла пик своей популярности и партия«Альтернатива для Германии», активно поддержанная Москвой. На этом пике ей удалось пробиться в местные органы власти в нескольких федеральных землях, но тут-то и выяснилась главная особенность. Ни одна из прочих, «системных» немецких партий не захотела вступать с ней в коалицию, хотя кое-где это сулило тактический успех. «Альтернатива» обладает отчётливым неофашистским имиджем, а это для Германии крайне болезненно и не перекрывается никакими сиюминутными политическими выгодами. Если даже «альтернативщики» и окажутся в Бундестаге, по количеству их там будет немного, а влияние и вовсе останется на практически нулевой отметке. Использовать их как свой инструмент в немецкой политике российскому руководству вряд ли удастся.
Да и вообще непонятно: а стоит ли Москве нарываться на скандал? Ангела Меркель давно воспринимается в Кремле как зло – но зло предсказуемое и нерадикальное. Интересы немецкого бизнеса, процветавшего на российском направлении до 2014-го, заставляют фрау канцлерапри общении с Москвой раз за разом сдерживать рвотный рефлекс и выступать за «конструктивный» подход.
Россия потратила немало сил, чтобы достичь казавшегося близким желанного результата выборов во Франции, и в итоге вынуждена с опаской поглядывать на Макрона. С США и вовсе вышел конфуз, конца которому не видно. Возможно, всё это охладит кремлёвский пыл, и в ходе немецкой кампании Москва останется лишь сторонним наблюдателем.
Георгий ЧИЖОВ