Политические новости

The New York Times: В Кремле заказали “не имеющее смысла” убийство начальника отдела Ровненского СИЗО

В Кремле заказали не имеющее на первый взгляд смысла убийство начальника отдела Ровненского СИЗО

Киллер Олег Смородинов нашел свою цель в Ровно, снял небольшую квартиру на первом этаже и стал ждать приказа кураторов из Москвы, – сообщает The New York Times.

Имя жертвы он получил от московских кураторов в Венском кафе, находящемся недалеко от штаб-квартиры российского разведывательного управления. Они передали ему список из шести украинцев. Каждому человеку в списке было присвоено кодовое имя, связанное с цветами. Один был «бриар», другой – «лютик». Ивана Мамчура назвали «розой». Для Смородинова он был просто сотрудником Ровненского СИЗО. Для кураторов в Москве он был важной личностью.

Наблюдение за целью проходило без происшествий. Каждое утро в семь часов Мамчур оставлял жену и дочь, ехал на велосипеде на работу и возвращался каждый вечер в шесть часов. «Как по маслу», – вспоминает Смородинов. В свободное время Смородинов пил пиво на местной стоянке.

Затем, 16 сентября 2016 года, Смородинов получил телефонный звонок из Москвы. «Роза должна быть собрана сегодня. Завтра это уже будет неактуально», – вспомнил он.

В мрачном коридоре за пределами квартиры жертвы Смородинов расположился с сигаретой в одной руке, а в другой – с пневматическим пистолетом, оснащенным глушителем.

Когда Мамчур вышел из лифта, Смородинов спросил его имя и стрелял до тех пор, пока магазин пистолета не опустел. Мамчур не сразу умер, а успел повернуться к своему убийце и пройти несколько шагов. Затем упал на бетонный пол.

Смородинов бежал в Москву, где кураторы угощали его обедом в японской сети ресторанов под названием «Две палочки для еды». Для “работы” они купили ему фургон Mercedes, фотографии которого он разместил в социальных сетях. Но они не заплатили ему обещанные 5000 долларов, потому что он оставил орудие убийства в Украине. Он не знал, почему ему приказали убить Ивана Мамчура.

Примерно через несколько месяцев после убийства Смородинов был арестован в Украине, приехав к своей девушке на День рождение. Судебный процесс длился несколько недель, но выглядел как формальность. Украинская прокуратура утверждает, что он был наемным убийцей российских спецслужб. Его ДНК была найдена на орудии убийства и окурках, собранных на месте происшествия. Смородинов признал, что он нажал на курок.

Смородинов выглядел спокойным. На самом деле, он должен бояться. Ровно является гордым антироссийским городом на западе Украины с памятником, на котором изображены лица военнослужащих, погибших во время боевых действий на востоке Украины против поддерживаемых Россией сепаратистских групп.

В целях безопасности Смородинов содержится в дополнительном блоке, а не в главном корпусе тюрьмы, где работал Мамчур.

Сначала предполагалось, что люди в списке Смородинова были так или иначе связаны с продолжающимся российским конфликтом в Украине и Кремль хочет отомстить украинцам, связанным с боевыми действиями на Донбассе. Но был сюрприз. То, что их связывало, не было конфликтом в Украине. Вместо этого была другая война, также связанная с Россией.

Это была война в Грузии, которая длилась всего пять дней и закончилась аннексией Абхазии. Но во многих отношениях конфликт стал проблемой для российских спецслужб. Несколько лет назад Украина тайно продала сложные зенитные системы Грузии, что обеспечило эффективную оборону Грузии. Российские чиновники отказались верить, что грузинские солдаты умели управлять сложными системами.

Для Путина – это стал акт кровавого предательства. «Мы не знаем, кто решил доставить оборудование и оружие из Украины во время конфликта. Но кто бы это ни был, этот человек совершил огромную ошибку», – заявил Путин на пресс-конференции вскоре после войны.

«То, что оружие, доставленное в ходе военных действий, использовалось специалистами из Украины, является преступлением. Если мы найдем подтверждение этому, мы соответственно “свяжемся” с людьми, которые это сделали», – продолжил он.

Поддерживаемая Россией в Украине группа лиц начала расследование и опубликовала имена украинских солдат, предположительно причастных к этому делу. Один человек, описанный в докладе как «участвовавший в военных действиях», был в списке Смородинова. Мамчур был третьим в списке. Его имя было единственным, выделенным зеленым шрифтом.

Первоначально украинские чиновники не хотели сообщать, что он был в Грузии. Его жена также не предоставляла никакой информации. Но сотрудник Ровненского СИЗО Сергей Михайлович Климчук сказал, что Мамчур с любовью рассказывал о своем пребывании в Грузии и высоко ценил эффективность грузинской армии.

В конце концов официальные лица подтвердили, что когда началась война Мамчур находился в Грузии в качестве командира третьего отдельного полка специальных назначений ВС Украины.

Юрий Иванович Ехануров, который в то время был министром обороны Украины, сказал, что спешил эвакуировать солдат, когда начались боевые действия. «Я хорошо помню это время», – сказал он в интервью. «Для меня было большой проблемой вывести моих людей. Но я это сделал», – сказал Ехануров.

Гелена Деревянко