Среди тех, кто тогда поддерживал и помогал Юле Тимошенко в подписании этого контракта были и те, кто сейчас очень смешно, но подленько пытаются оказаться в стороне - Александр Турчинов, Сергей Пашинский, Олег Ляшко...все они тогда рвали на себе рубашку за этот контракт и называли его спасительным.
Об этом на своей странице в Facebook написал Мустафа Найем.
И все-таки, какие же они, простите за слово, уроды. Больше чем за десять лет работы журналистом я не помню ни одной (!) зимы, когда бы не писал о газовых контрактах, протоколах и переговорах с Газпромом. Нас обвиняли в воровстве, угрожали морозами, требовали фантастических выплат за невыбранные объемы и рассказывали о «большой дружбе, но деньги вперед».
Ощущение, что нас жестоко и цинично кидают возникало каждый год, но в 2009 оно было особенно стойким. Когда подписывали контракт, я как журналист сопровождал украинскую делегацию в Москве. До сих пор помню ухмыляющееся лицо Миллера и ощущение бессилия перед тайным соглашением, которое нам выдавали как большую победу.
И, кстати говоря, среди тех, кто тогда поддерживал и помогал Юле Тимошенко в подписании этого контракта были и те, кто сейчас очень смешно, но подленько пытаются оказаться в стороне — Александр Турчинов, Сергей Пашинский, Олег Ляшко…все они тогда рвали на себе рубашку за этот контракт и называли его спасительным.
Отдельная история — как годами, под разными соусами нам подсовывали «украинского посредника» — RosUkrEnergo, которым, как оказалось позже, все это время управляли официальные (!) менеджеры Газпрома.
Еще раз поздравляю нас всех со справедливостью. И отдельная багодарность за это руководству Нафтогаза Andriy Kobolyev, Yuriy Vitrenko и главе юридического департамента НАКа Yaroslav Teklyuk.
Для справки. Действующий контракт с «Газпромом» был подписан в январе 2009 года и рассчитан до 31 декабря 2019 года. По соглашению объем поставок должен был составлять 40 млрд куб. м газа в 2009 году, а начиная с 2010 года — 52 млрд куб. м ежегодно. Но с 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать законтрактованный объем, а с ноября 2015 Украина вообще перестала закупать российский газ.
В 2014 году «Газпром» и «Нафтогаз» подали иски друг к другу в Стокгольмский арбитраж. Требования «Газпрома» к «Нафтогазу» составляли более $37 млрд. Требования «Нафтогазу» к «Газпрому» — $37 млрд.
Суд обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд , а «Нафтогаз» — «Газпрому» $2 млрд за поставки в 2014 году. Снизил годовой контрактный объем закупок до 5 млрд куб. м. Условие «бери или плати» сохранилось для 80% этого объема — т.е. $4 млрд — с 2018 года.