Политические новости

StopFake: главные темы российской пропаганды — «разрешение продавать украинцев на органы» и «продукты по талонам»

О самых ярких случаях российских фальшивок прошлого года рассказала Ольга Юркова.

Проект StopFake, который еще с марта 2014-го находит и опровергает ложные сообщения об Украине, и сейчас не теряет своей актуальности. Наоборот, сегодня StopFake вышел за пределы проекта журналистских расследований и превратился в международную аналитическую платформу, которая является важным центром медиаобразования в Украине. Про самые яркие случаи российских фальшивок прошлого года и о том, как обычному человеку не стать жертвой пропаганды, рассказала Ольга Юркова, автор идеи и соучредитель проекта StopFake. В 2016-м она была включена в топ-100 инновационных лидеров стран Центральной и Восточной Европы

— Подводя итоги года, команда StopFake обнародовала самые яркие побасенки, которые российская пропаганда пыталась транслировать в 2017 году. Чувствуется разница с предыдущими годами в «профессиональности» подготовки фальшивок?

— Пропаганда эволюционирует, она приспосабливается к текущим событиям. Например, как только Украина получила безвизовый режим с Европейским Союзом, пропагандистские медиа тут же породили целую серию фейков. По утверждению российских СМИ, больше половины украинцев совсем не заинтересованы в безвизе. Да и вообще это повлечет за собой отмену санкций, наплыв беженцев…

Целая серия фейков касалась и песенного конкурса «Евровидение». Чего только не писали пропагандисты, чтобы убедить мир в том, что Украина не готова к конкурсу! Писали, что полиция вывезет бездомных в «чистое поле», что Киев является одним из самых опасных городов в мире, что в бюджете страны нет средств… Но, как видите, конкурс прошел достаточно успешно.

Одним из самых веселых фейков прошлого года стала ложь, которая принесла популярность украинскому политику Зоряну Шкиряку. Российские СМИ умудрились сделать из него сразу двух людей.

Одной из центральных тем для российской пропаганды стал «голод в Украине» и «еда по талонам», а также «разрешение продавать украинцев на органы».

Что касается «качества» подготовки фейков могу сказать так: объемы пропаганды настолько большие, что из-за спешки часть фейков были сделаны кое-как, и это дает возможность поймать пропагандистов на горячем.

— Большинство таких сообщений являются просто абсурдными. Как же они срабатывают?

— Прежде всего за счет постоянного повторения. Впервые человек может и не поверить в «сенсацию», но если ее с утра до вечера повторять по телевизору, то невольно ложь засядет в голове. А нам надо давать правдивый ответ, то есть называть вещи своими именами. Сильным фактором противодействия было и остается чувство юмора. Вспомните, как россияне начали называть украинцев укропами. Они думали, что оскорбляют нас, а люди в Украине перехватили их инициативу: посмеялись и ввели шевроны с изображением укропа и гордо заявили: «Да! Мы — Укропи!»

— Нередко неточную или искаженную информацию подают не только российские, но и украинские или западные журналисты…

— Конечно, нашей задачей является не только анализ российских СМИ. Тем не менее большая часть лжи поступает как раз из Российской Федерации. Кремлевские газеты, сайты, телеканалы не брезгуют ничем: они регулярно публикуют кадры из исторических фильмов под видом свежей хроники с Донбасса.

— Поэтому скептическое отношение к новостям — хороший признак?

— В информационном пространстве украинцы непременно должны быть скептиками, ведь когда мы идем в магазин, то стремимся приобрести максимально качественный товар. Информация — это тот же товар. Развенчание новостей в современной ситуации должно стать привычной практикой для всех украинских СМИ. Проплаченных комментаторов, которые продвигают интересы и пропагандистские штампы России, крайне много. Да и с украинской стороны активистов становится все больше.

— Вы проверили свыше 10 000 новостей и опровергли более 1000 фейков, сайт имеет 11 языковых версий. Вы также издаете газету… Какое количество членов вашей команды?

— Конечно, за несколько лет команда увеличилась, сейчас ее количество — 30 участников, включая редакторов языковых версий. Мы собрали на своем сайте своеобразный архив российской пропаганды, который свидетельствует о ее огромные масштабах и о системе, которая за этим стоит. Помимо этого, регулярно проводим исследования и тренинги для повышения медиаграмотности населения в Украине и за рубежом. Уже обучили более 10 000 человек.

— Как находите фальшивки?

— Это мониторинг источников информации: преимущественно российских медиа, в которых фейки появляются чаще всего, соцсетей и информационного поля в целом. Также — сообщения читателей на электронную почту и в соцсетях. У нас более 185 000 подписчиков в социальных медиа, которые являются нашими помощниками. Кроме того, у нас на сайте есть специальная кнопка «Сообщите о фейке». Нам много пишут как из разных уголков Украины, так и из России, просят проверить информацию.

— Некоторые фальшивки даже не надо проверять. Сразу видно — ерунда. И все же как быстро обычно удается отреагировать на фейк?

— По-разному. Для опровержения некоторых простых фейков достаточно нескольких часов. Легко проверять ложные новости, основанные на фотографиях из Ирака, Сирии и Югославии или на кадрах из художественных фильмов. Но есть и «изящные» истории, на опровержение которых требуется несколько недель работы: запросы, звонки, анализ.

— Обычный человек не будет писать запросы в соответствующие службы. Есть ли какие-то простые способы выявить фейковую новость?

— Они такие: чем меньше в посте конкретики, тем больше вероятность того, что она фэйковая. Должны быть указаны место, дата, время события, имена и фамилии героев, названия и номера организаций, подробности, источники информации. Если это сайт в Интернете, то должны быть гиперссылки на источник. Следует проверить, действительно ли фото или видео сделано на упомянутом событии. Наиболее распространенным и простым для опровержения есть фотофейк. Обычно определить правдивость того или иного снимка в Интернете можно за несколько секунд. Для начала надо попробовать найти картинку в Google. Таким образом вы проверите, является ли она оригинальной или ее подвергали обработке в фоторедакторе. Также можно определить дату публикации. Возможно, кто-то в очередной раз решил выдать последствия боевых действий в Сирии за события в Украине. Пропагандисты выдавали фото художника-реквизитор фильма «Мы из будущего» вместе с рукой-муляжом за снимок «укр, кушающий руку кацапа».

— Если с фотографиями все просто и понятно, то как быть с видеофальшивками?

— Нужно обратить внимание на дату, когда видео было залито на YouTube. Также нужно внимательно присмотреться к деталям: уличных табличек, номеров автомобилей, названий объектов. Таким образом мы выяснили, что яхта Video Azimut 46, которую, согласно сюжету российского НТВ одесским ополченцам подарил местный бизнесмен, на самом деле находится в прокате, и ее арендовали работники телеканала для создания лживого сюжета. Еще мы установили, что видео от матери убитого военного с названием «Обращение к киевской хунте» на самом деле является обращением к Путину с просьбой остановить военные действия в Украине. Стоит обращать внимание на очевидцев происшествия, которые фигурируют в ролике: не видели ли вы их раньше. Как, например, известную «гастролершу» Марию Ципко.

— Проект StopFake был запущен еще в 2014-м. Может, с тех пор украинцы стали более придирчивыми к информации и грамотнее?

— В прошлом году мы совместно с социологами КМИС осуществляли такое исследование во всех областях Украины, в частности в Краматорске и Бахмуте Донецкой области. 58% опрошенных украинцев считает, что в Украине есть угроза российской пропаганды. Только четверть считает, что ее нет. Интересно было сравнить мнение украинцев из разных регионов. Оказалось, что этот показатель выше на Юге и Востоке Украины: 42,3 и 46,2% соответственно. Трудно ответить на этот вопрос было 16,7% респондентов. 59,7% украинцев считают, что могут отличить правдивую информацию от ложной в СМИ. 22,5% не уверены. Этот показатель примерно одинаковый для всех регионов.

Чтобы определить правдивость данных, люди в основном проверяют их в других источниках. Но около трети также спрашивают знакомых, родственников, коллег. Особенно это характерно для Центральной Украины: 45,5%, чуть меньше — на Западе: 36%. Ощутимо меньше — на Юге, а самый низкий этот показатель на Востоке: 15,2%. Чуть меньше трети украинцев, оценивая факты, руководствуются интуицией. Таких тоже больше всего в Центре: 40,8%.

regional