Фокус представляет первый рейтинг самых популярных писателей страны
На полках отечественных книжных магазинов на две книги украинских писателей приходится восемь зарубежных изданий. Такое соотношение в крупнейших книжных сетях страны объясняют просто: современные отечественные литераторы малоузнаваемы. Тем не менее в Украине есть писатели, чья читательская аудитория уже сформировалась. Их любят и ждут от них новых книг. Именно такие авторы вошли в список Фокуса.
В первых рядах
Практически все издатели страны стеснены в средствах, и писателям часто приходится заниматься своей раскруткой самостоятельно. По наблюдениям Фокуса, публичность и доступность автора — участие в акциях, гражданская позиция, социальная деятельность — не менее, а зачастую и куда более важны, чем прямая реклама.
В эффектном продвижении своих книг преуспела Лада Лузина, которая возглавила рейтинг Фокуса. Первый контракт со своим издателем Александром Красовицким из издательства «Фолио» Лада на глазах у журналистов подписала кровью. Презентации книг писательницы проходят с участием её близкой подруги — певицы Натальи Могилевской и других приятелей из столичного бомонда, что, безусловно, привлекает дополнительное внимание публики.
За 2011 год Лузина выпустила 10 книг. При этом она сделала ставку на ценовую доступность — все её романы вышли в мягкой обложке. В итоге за прошлый год в семи крупнейших книжных сетях и магазинах Украины было продано более 119 000 экземпляров книг, написанных Ладой Лузиной.
На второй строчке рейтинга – Василий Шкляр. Его имя тоже часто упоминали в минувшем году. Это связано с его романом «Чорний ворон», который одни называют самым ярким и интересным событием года в украинской культурной жизни, а другие клеймят как националистическую пропаганду и провокацию. На третьей строчке — журналист, редактор и сценарист Ирина Чернова, издающая книги под псевдонимом Люко Дашвар. Всего за два месяца было продано 45 000 экземпляров её последнего романа «Макар».
В своём кругу
В украинском литературном сообществе сформировалась группа писателей, которые, по сути, вырастили своего читателя, – Сергей Жадан, Наталка Сняданко, Ирена Карпа, Любко Дереш. По словам коммерческого директора всеукраинской сети книжных магазинов «Читай-город» и «Книжный Супермаркет» Виталия Разумного, эти авторы пользуются постоянным спросом. Их читателю от 25 до 35 лет. «У молодых людей, взросление которых пришлось на конец 90-х, украинский язык уже не вызывает отторжения. Эта аудитория совершенно по-другому воспринимает украинскую книгу», — объясняет президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК) Александр Афонин.
Украинцы постарше предпочитают соответственно более зрелых авторов, которых уже называют живыми классиками отечественной литературы. Яркий пример — Юрий Андрухович — адепт и патриарх украинского постмодернизма. Правда, в прошлом году его последняя книга в число бестселлеров не попала. По мнению генерального директора и владельца харьковского издательства «Фолио» Александра Красовицкого, издатели, погнавшись за красивой цифрой (книга о 111 городах, презентованная 11 ноября 2011 года, стоила 111 грн.) и, возможно, за дополнительным заработком на его имени, убили потенциальный спрос на книгу.
Самая широкая аудитория — у живого классика украинской литературы Лины Костенко. Её читают и в 14, и в 80 лет. Костенко — одна из немногих современных авторов, чьё творчество изучают в школьной программе.
Отдельно стоит отметить Андрея Куркова — самого продаваемого украинского автора за рубежом: его книги переведены на 35 языков. Александр Красовицкий уверен, что 2012 год станет для писателя особенным: свой новый роман «Львовская гастроль Джими Хендрикса» Курков одновременно представит на украинском и русском языках в одном оформлении по одной цене, что станет первым подобным опытом для украинского рынка. Более того, в поддержку книги писатель совершит тур по стране.
В рейтинг Фокуса попал и Юрий Покальчук, который скончался в 2008 году. Этот писатель, для которого не существовало запретных тем, считается родоначальником украинской эротической книги. Нельзя сказать, что его смерть повлияла на продажи. Как отмечают эксперты, книги Покальчука всегда были востребованы — как при жизни, так и после смерти. Коллеги писателя подчёркивают, что его кончина стала значительной потерей для украинской культуры.
Эпилог
При подготовке рейтинга Фокус пришёл к выводу, что литературный рынок в стране только зарождается. И то, что продажи некоторых авторов едва достигают 200 экземпляров за год, лишь подтверждают это. Ведь в сравнении с европейскими показателями успехи украинских писателей ничтожны.
Конечно, данные, представленные Фокусом, фиксируют не все продажи авторов за прошлый год. В Украине, в отличие от стран ЕС, не ведётся официальная статистика. Более того, по всей стране существуют книжные рынки, на которых отследить, кто и в каком количестве продаётся, довольно сложно.
Также неучтённым остаёется рынок электронных книг, который, по признанию самих издателей, пока вообще невозможно оценить ни в количественном, ни в денежном выражении. По сути, организованного рынка в Украине вообще не существует. При этом, как объясняет Александр Красовицкий, пользователи активно скачивают книги, не упуская возможности сделать это бесплатно. По его словам, не проходит и недели, как новые книги, например, Лады Лузиной или Андрея Куркова, изданные в Харькове, появляются на российских сайтах. «Желание получить книгу здесь и сейчас, нежелание платить и даже отсутствие понимания того, что пиратство (размещение и скачивание в интернете ворованных тектов) — это преступление, вполне могут вытеснить в нашей стране бумажную книгу на обочину», — считает издатель.
Конечно, нельзя забывать об условиях, в которых находится книжный рынок Украины. В первую оАндрей Курковчередь это отсутствие государственной поддержки и низкая инвестиционная привлекательность книжной индустрии. Как результат — отечественные издатели, по словам Александра Афонина, одни из самых бедных в Европе. Вот и получается, что из 22 500 наименований книг, которые были изданы в 2010 году, больше половины вышли тиражом меньше 500 экземпляров. «Нельзя считать нормальным, когда на население в 45 млн выходит книга таким тиражом», — подчёркивает Афонин.
По подсчётам Книжной палаты, на душу населения даже с учётом учебников и бульварного чтива не производится даже целой книги – в 2010 году на одного человека приходилось 0,98 книги. А в прошлом году, по оценкам УАИК, этот показатель стал ещё ниже. Поэтому при всём многообразии выбора на полках книжных магазинов украинская книга всё ещё малодоступна.
1. Лада Лузина (Владислава Кучерова)
2. Василий Шкляр
3. Люко Дашвар (Ирина Чернова)
4. Андрей Кокотюха
5. Сергей Жадан
6. Ирена Карпа
7. Ирэн Роздобудько
8. Наталья Сняданко
9. Андрей Курков
10. Юрий Издрык
11. Любко Дереш
12. Лина Костенко
13. Марина и Сергей Дяченко
14. Александр Ирванец
15. Юрий Андрухович
16. Артём Чех (Артём Чередник)
17. Таня Малярчук
18. Светлана Поваляева
19. Оксана Забужко
20. Тарас Прохасько
21. Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов, Олег Ладыженский)
22. Олесь Ильченко
23. Юрий Покальчук
24. Лариса Денисенко
25. Лесь Подервянский