Правозащитник Михаил Гаевский, эксперт по вопросам ЖКХ ответил на вопросы читателей
Игорь: Скажите, на Ваш взгляд, с чем связано повышение тарифов на ЖКХ в Харькове? Не вызывают ли у правозащитников подобные реформы вопросов о законности?
Михаил Гаевский: Здесь не может быть двух мнений. Оно только одно – они незаконны. Дело в том, что речь идёт сразу не о двух компаниях, то есть не только о повышении тарифов, но и о повышении норм на вывоз бытовых отходов. Согласно нашему законодательству, нормы устанавливают только центральные органы исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, то есть соответствующее профильное министерство.
Светлана: По какой норме просчитывается плата за объем бытового мусора и в связи с чем произошло повышение тарифов?
Михаил Гаевский: Вопрос немного некорректен. Нормы это одно, а тарифы – это другое. Дело в том, что оплата за услуги осуществляется простым образом – берется норма и умножается на тариф. Поскольку я уже сказал, что норму устанавливает только Кабинет Министров, а если Кабинет Министров это не сделал, тогда следует руководствоваться нормами, которые приведены в постановлении Кабинета Министров № 1070 от 2008 года. Там есть минимальные нормы для различных групп домов и различных групп потребителей. То есть это и жители – физические лица, это и предприниматели – юридические лица. Большинство проживающих в городе должно платить по норме 0,77 килограмма в сутки на одного человека. Или 3,56 литра в сутки на одного человека. Отсюда и нужно исходить. Самого расчета тарифов не существует. К примеру, в этой газете (“Харьковские Известия”), не приведен этот расчет. Тут идет тариф на вывоз за 1 метр кубический с ПДВ – 47 гривен. Как получилось это число – неизвестно. Решение Харьковского городского совета звучит таким образом: “Рішення про становлення тарифів на послуги з вивезення, перевезення, захоронення побутових відходів”. У нас нет захоронений, у нас нет утилизации. Получается, что с людей собираются брать деньги за то, чего они не делают. Потому что Дергачовский полигон – это просто большая свалка, куда приходит мусоровоз и выбрасывает мусор. Больше с ним ничего не делают. Лежит, гниет, из-за этого возмущаются жители. В выступлении Нехорошкова звучит следующее – было полтора кубических метра, затем, в 2008 году 1,84 кубических метра, а в марте 2011 уже 2,15 метра. Откуда взялись эти числа – непонятно. Непонятно, каким образом они это проверяли. Хотя есть совершенно четкая методика как это нужно считать.
Опять же, это не прерогатива местных чиновников, это обязанности органов центральной власти. Они ссылаются, допустим, на статью седьмую Закона о жилищно-коммунальных услугах – мол, все это могут делать органы местного самоуправления. Да могут, но они забыли на минуточку посмотреть в статью восьмую того же закона, где совершенно четко написано, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать и рассчитывать тарифы, нормы и т.д., но в рамках действующего законодательства. А от рамок здесь совершенно далеко…
Константин: Как поступить, если горячая вода поступает не регулярно? На момент заявки и прихода сантехника вода в кране есть, но потом снова случается перебой. Доказать, что вода подается не регулярно практически невозможно, а платить приходится по полной стоимости.
Михаил Гаевский: То есть речь идет о некачественной услуге. Как раз наоборот все это легко можно сделать. Чтобы подробно все объяснить необходимо прийти ко мне на прием, и я все расскажу от и до. Также есть так называемый бланк авто претензии. Каким образом все это происходит – составляется акт претензии. Образец приведен в 630 постановлении Кабинета Министров за 2005 год. Этот акт претензии может составляться как в присутствии исполнителя услуги, то есть представителя теплосети, так и в их отсутствии. Вызов представителя теплосетей может быть сделан в телефонном режиме. Поэтому сначала спокойно потребитель (вместе со своими двумя свидетелями) составляет акт претензии, только грамотно, подписывает его и затем не осуществляет оплату за тот период. Параметры некачественных услуг по отоплению, горячей воде, по холодному водоснабжению и т.д. приведены все в том же 630 постановлении в Дополнении. Сроки устранения таких “неприятностей” подробно изложены в Приказе 76 Госкомитета Украины по ЖКХ за 2005 год. Поэтому не нужно расстраиваться, не нужно никого ждать, нужно самостоятельно все делать, потратить на устранение “неприятности” какой-то период времени и в итоге платить за услугу так, как она работает. Плохо работает – плохо платить, не работает – значит просто не платить. Но свои действия нужно подкреплять документами в обязательном порядке.
Владимир Петрович: Аналогичный вопрос – можно ли отстоять свои права потребителя, когда тепло в квартиру подается не качественно? Батареи едва теплые, но платить приходится согласно установленному тарифу.
Михаил Гаевский: Вопрос действительно абсолютно аналогичный. Единственное на что можно сделать упор, это не на температуру воздуха в квартире, а именно на неработающие приборы отопления. Потому что если приборы отопления не работают – услуга не получается. Опять же, составляется акт претензии, а дальше есть определенный порядок действий, который в рамках этого интервью рассказать достаточно сложно. Поэтому нужно подойти ко мне на прием, и я подробно все расскажу, как это делается.
Николай: Как решается вопрос с должниками по квартплате и коммунальным услугам? Существуют ли нормы отступных, если, к примеру, в виду безработицы семья физически не может выплатить долг.
Михаил Гаевский: Если денег у потребителя нет, исполнителя услуг это не интересует. Когда услуга подается 100 % и качественно, то нужно платить. Другое дело, какими способами можно от этой оплаты уйти. Но такие вещи говорить в интервью я не буду, хотя такие способы есть. Если брать законные методы, то это обращение за субсидиями или материальной помощью.
Олег: Интересно Ваше мнение, как правозащитника, по поводу возникающих сегодня повсеместно обществ самоорганизаций многоквартирных домов (ОСМД).
Михаил Гаевский: В настоящий момент к созданию ОСМД я отношусь резко негативно. Дело в том, что наше законодательство по сути дела еще не отрегулировано в части взаимоотношений ОСМД с различными ветвями власти – с органами местного самоуправления, с центральными органами исполнительной власти, с местными органами исполнительной власти и т.д. Создание ОСМД может привести к тому, что люди, совершенно не подозревая об этом, могут потерять свой дом. И пример такой у меня есть: в городе Гадяче люди, по сути дела, стали крепостными. “Рішення Гадяцької Міської Ради Полтавської області, 8 сесія 5-го скликання від 13.02.2007 року, м. Гадяч. Передання в постійне користування комунального підприємства Гадячжитла земельних ділянок загальною площею (цифра), в тому числі під житловими будинками по місту Гадяч площею (цифра) під виробничими приміщеннями по вулиці (назва)… Саме рішення: керуючись статтєю 13 Конституції України, статтями 12, 83, 92 Земельного Кодексу і так далі, Міська Рада вирішала: перше – надати в постійне користування комунальному підприємству Гадячжитло земельні ділянки загальною площею (цифра), в тому числі під житловими будинками площею (цифра), під виробничими приміщеннями і так далі; і друге – рекомендувати начальнику КП Гадячжитло замовити в органи земельних ресурсів виготовлення державного акту на права постійного користування земельних ділянок.” Таким образом, после этого решения получается, что все жители города Гадяч стали крепостными. А владеет землей вот это вот Гадячжитло. Я так понимаю, что в городе Харькове готовится та же самая акция.
Данила: А на каких основаниях и как это вообще возможно? Далекому от юридических формулировок человеку, как понять этот процесс?
Михаил Гаевский: Дело в том, что ОСМД – это не физическое, а уже юридическое лицо. Мы, начиная с 2004-го года, являемся совладельцами наших многоквартирных домов. Это закреплено решением Конституционного суда и статьей 382 Гражданского Кодекса. То есть у нас уже все есть, начиная с марта 2004-го года – мы уже совладельцы (мы частные владельцы), право частной собственности закреплено в Конституции Украины статья 41. Поэтому организовывать какие-либо еще сообщества нам совершенно не нужно.
Данила: То есть, получается, мы перепоручаем свои права некому лицу?
Михаил Гаевский: Одному человеку, который начинает действовать от нашего имени. А дальше этот человек, это лицо может совершать какие угодно действия, в том числе заключение договора аренды на жилой дом и т.д. То есть в один прекрасный момент вы вечером, возвращаясь домой, не сможете попасть в свой подъезд. Окажется, что ваш председатель ОСМД вместе с главным бухгалтером сдали какой-то организации в аренду или в постоянное пользование ваш дом, и эта организация поставила свой замок. И вы не сможете попасть в свою квартиру, кроме как по пожарной лестнице через окно, к примеру. И таких вариантов сколько угодно.