Новости Киева

Под колпаком все: как за нами следят с помощью «маяков», «жучков» и «топтунов»

Одной из главных проблем сегодняшнего бизнесмена, без сомнения, является промышленный шпионаж со стороны конкурентов или даже партнеров

Главная его цель – захват важной информации, либо вымогательство немалых денежных сумм. После резкого снижения цен на радиоэлектронику, рынок наполнился специальными устройствами для скрытого получения информации, работающими с использованием радиоканала.

Не уследят только за тем, кто никому не нужен

Начальник службы безопасности крупной фирмы рассказал о некоторых ньюансах слежки. На условиях анонимности он поведало тонкостях своей работы, которая в последнее время всё больше переходит от проблемы физической охраны руководства и имущества в сферу защиты информации. Причём не только коммерческой, но и личной.

«Жучки» из «конторы»

«После переезда в новый офис мы начали замечать, что конкуренты в курсе всех предстоящих сделок, — начал свою историю Александр (имя изменено).

— Сначала мы решили, что завелась „крыса“, от которой информация и уплывает на сторону. Но обо всех тонкостях контрактов знал весьма ограниченный круг проверенных лиц. И я обратился за помощью по прежнему месту работы — в „контору“ (так называют ФСБ многие чекисты. — Прим. ред.).

Приехавшие эксперты быстро обнаружили установленные в различных помещениях „жучки“. Решив не продолжать поиски, специалисты попросили вынести из кабинетов руководителей всю электронную аппаратуру и прошлись по опустевшим комнатам электромагнитным излучением, выжигающим все аудиовидеокамеры и прочие цифровые приборы».

Оказывается, «жучки» в изобилии продаются на радиорынках и в Интернете. Их не только привозят из-за рубежа, но и собирают в российских «почтовых ящиках», имеющих такой опыт ещё с советских времён. Цена устройства может составлять от 5 до 50 тыс. руб. Маскироваться «глаза» и «уши» могут под зажигалки, очки, авторучки и другие предметы.

По словам Александра, его фирме пришлось выложить несколько тысяч долларов за избавление от прослушки. А потом ещё несколько десятков тысяч за создание специального помещения, обитого экранирующей тканью, — разработкой российских учёных. Для полной уверенности переговорную оборудовали генератором «белого шума», забивающим все виды связи во всех используемых диапазонах.

Аналогичный прибор используется спецслужбами в качестве блокиратора радиовзрывных устройств. Сверхсекретную комнату пришлось разместить в подвале, так как у конкурентов могла оказаться техника, способная сканировать по резонансу оконных стёкол все ведущиеся внутри беседы.

«Маяк» и «топтуны»

В автомобиле президента компании был обнаружен «маяк», передающий сигнал в радиусе нескольких сот метров. Это значит, что приёмник должен находиться поблизости от объекта слежки, а значит, машину пасла «наружка». «Судя по тому, что профессиональный шофёр не смог засечь слежку, «топтуны» имели опыт работы в компетентных органах и использовали минимум два экипажа, — продолжил рассказ Александр.

— Раньше такая услуга, заказанная в оперативно-поисковом управлении МВД или ФСБ, стоила до 300 долл. в час, но сейчас цены упали до сотни».

Однако выяснилось, что классические, такие как «наружка», методы слежки за клиентом сейчас сменяются высокотехнологичными. Хотите, чтобы никто не знал, где вы, — не носите с собой ноутбуки и КПК, прочие коммуникаторы и спутниковые навигаторы. Многие из них даже в выключенном (!) состоянии способны не только выдать ваше местоположение, но и записывать разговоры и незаметно для хозяина отсылать их в виде архивированных файлов.

Популярные трубки с так называемым тачскрином и мощным процессором вообще дают возможность оператору и спецслужбам получать доступ ко всей заложенной в них информации — записной книжке, фото, видео и т. д.

А наличие бюджета и коррупционных связей в правоохранительных органах (которые, как правило, есть у любого частного детектива, начальника ЧОПа или службы безопасности уважающей себя коммерческой структуры) позволит надёжно держать «под колпаком» любого жителя российского мегаполиса.

К примеру, сегодня в Москве за нами следят десятки тысяч видеокамер, транслирующих информацию в специальные центры. У операторов, занимающихся её накоплением и анализом, также несложно выкупить нужные сведения за разумные деньги.

Завершая беседу, Александр привычным движением вставил в телефон батарейку и, улыбнувшись, громко произнёс: «Зато после проведения у себя чистки мы так напичкали офис конкурентов, что теперь знаем, какие слова шепчет на ушко своей секретарше их босс, когда остаётся допоздна поработать с документами».

dimas