Новости Киева

Нацбанк Украины жирует даже в кризис

Нацбанк спускает сотни миллионов гривен на собственные пансионаты, дорогие автомобили и позолоченную канцелярию

Государство в государстве живёт по своим законам и не намерено от них отступать.

70 млн. грн. на строительство пансионата на берегу Чёрного моря, 12 млн. грн. на канцтовары с золотым тиснением, более 7 млн. грн. на закупку и обслуживание оргтехники, свыше 3,5 млн. грн. на ремонт автопарка – вот лишь малая часть средств, потраченных Нацбанком Украины на обустройство собственного быта и обеспечение комфорта его первых лиц в нынешнем году. По подсчётам Фокуса, всего в 2011 году НБУ потратил по контрактам на госзакупки более 100 млн. грн. Практически столько же в текущем бюджете власть предусмотрела на оздоровление всех украинских инвалидов.

Хотя в отличие от льготников сотрудникам НБУ на жизнь грех жаловаться. Ещё в начале 2000-х, чтобы предотвратить утечку кадров в коммерческие структуры, руководство финрегулятора существенно увеличило зарплаты сотрудникам и повысило уровень соц-обеспечения. «Это был правильный ход, который сохранил ценные кадры в Нацбанке», – объясняет вынужденный шаг экономист Александр Жолудь. По его словам, теперь вопрос в другом: отрабатывают ли госбанкиры свою зарплату и не слишком ли злоупотребляют фактически казёнными деньгами?

Ответить на последний вопрос непросто. Благодаря особому статусу Нацбанк самостоятельно определяет объёмы собственного финансирования и, в отличие от российского Центробанка, который отдаёт в казну 75% прибыли, кладёт в Госбюджет лишь разницу между своими доходами и расходами. Отсутствие фиксированной ставки обязательных отчислений приводит к тому, что сотни миллионов гривен, потраченные на представительские автомобили и базы отдыха, недополучает бюджет. «Из-за расходования больших сумм денег Нацбанк стал государством в государстве, – констатирует экс-министр экономики Виктор Суслов. – Источники финансирования не утверждает минфин, они не контролируются».
Бонусный счёт

Рассказывая Фокусу о своих первых ощущениях после прихода в 2004 году на должность и. о. главы Нацбанка, нардеп Арсений Яценюк вспоминает забавный факт. Автопарк госструктуры сплошь был укомплектован гордостью шведского автопрома – дорогими автомобилями Volvo, обслуживание которых ежемесячно выливалось в огромные суммы. При этом зачастую роскошные машины сотрудники использовали не в служебных целях, а для поездок в гости и на дачи.

За минувшие с тех пор семь лет изменилось немногое. Гаражу Нацбанка и сейчас могут позавидовать не только большинство министерств, но и крупные частные компании. Бюджетным иномаркам руководство финансового регулятора по-прежнему предпочитает представительские Lexus, Mersedes, Toyota и Volvo. И отказываться от старых привычек, похоже, не собирается.

Несмотря на распоряжение Кабмина об экономии госсредств, в сентябре нынешнего года ведомство Сергея Арбузова потратило ещё 5 млн. грн. За сумму, сопоставимую с той, что в бюджете на 2011 год предусмотрена на покупку школьных автобусов для Крыма, Нацбанк приобрёл 2 микроавтобуса Volkswagen по $60 тыс. каждый и 16 автомобилей Toyota, включая восемь Toyota Corolla практически в «полном фарше». На официальном сайте Toyota одна такая машина стоит $23 тыс.

Помимо роскошных авто, первые лица НБУ могли бы похвастаться и достойными зарплатами, но вместо этого предпочитают отмалчиваться. Так, долгое время Нацбанк отказывался озвучивать размер зарплаты своего тогдашнего главы Владимира Стельмаха. Рассекретить закрытую даже для народных депутатов информацию заставил президент Виктор Янукович, призвавший всех чиновников задекларировать доходы. Как выяснилось из декларации, за год до ухода с поста главы НБУ Стельмах заработал 2 млн. грн. Иными словами, его месячная зарплата в восемь раз превышала жалование самого Януковича и в 76 раз – среднюю зарплату по стране. Для сравнения: в Италии последний показатель равен 42, а в финансово стабильной Великобритании – всего 9,4 раза.

Между тем внушительные зарплаты в НБУ получают только первые лица. Остальным сотрудникам приходится довольствоваться скромными по сравнению с коммерческими банками суммами. Так, по данным Фокуса, жалованье замов главы НБУ составляет порядка 50 тыс. грн., глав департаментов – около 20 тыс. грн., а средняя ставка в ведомстве – 8 тыс. грн.

Очевидный перекос в доходах специалистов разных уровней эксперты считают губительным. «Высокооплачиваемые профессиональные топ-менеджеры не могут замкнуть на себе всю работу, – комментирует сложившуюся в НБУ ситуацию президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Правильнее было бы поднять общий уровень зарплат, чтобы ценные сотрудники не уходили».

Кадры решают

Удержать ценные кадры Нацбанку помогают высокие стандарты соцобеспечения сотрудников. К примеру, их зарплаты лежат не в коммерческих банках, а на счетах государственного финрегулятора, вероятность банкротства которого практически равна нулю. Каждый сотрудник получает пластиковую карточку, а деньги снимает со специальных банкоматов, установленных только в зданиях НБУ. Другие операции для «пластика» якобы не предусмотрены. По словам источников внутри НБУ, процентные ставки на «зарплатных» счетах при Стельмахе были в два раза выше, чем в коммерческих банках.

Кроме того, после выхода на заслуженный отдых работники украинского Центробанка получают не одну, а сразу две пенсии. «Помимо отчислений в государственный Пенсионный фонд (ПФ), 5% от зарплаты идёт в накопительный ПФ Нацбанка», – говорит экс-советник Стельмаха Анатолий Дробязко. По данным источника Фокуса, процентная ставка в банковском фонде составляет порядка 20% годовых, в то время как в коммерческих – от 13 до 19%.

Эксперты существование собственных счетов в системе Нацбанка считают плохим признаком. «У сотрудников НБУ риски должны быть такие же, как у всех граждан. Тогда будет стимул уменьшать их, одновременно поддерживая стабильность банковской системы», – уверен бывший глава министерства экономики Суслов.

Впрочем, от простых смертных, о благосостоянии которых в том числе призван заботиться НБУ, его руководство оторвалось уже давно. Только на строительство профилактория в Крыму боссы регулятора в нынешнем году выделили 70 млн. грн. Это в три с половиной раза больше, чем в 2011 году было потрачено на покупку медицинского оборудования и автомобилей «скорой помощи» для всей Днепропетровской области.

Новый южнобережный пансионат станет не первой здравницей НБУ, в которой сотрудники благодаря поддержке внутриведомственного профсоюза могут отдыхать с 30-процентной скидкой. «Жирная» структура уже имеет базу отдыха на Шацких озёрах в Волынской области, санаторий «Прикарпатье» в Яремче и закрытый банно-оздоровительный комплекс с бассейном на Троещине.

Разобраться со сложной схемой работы последнего ещё в 2004 году хотел Яценюк. По его словам, «париться туда по пропускам НБУ ходила бесплатно чуть ли не половина Троещины». При этом на содержание VIP-бани расходовалось «непозволительно много денег». Но продать место корпоративного досуга и отдать вырученные деньги в казну у нардепа так и не вышло.

Точно так же, как не удалось Фокусу подтвердить информацию одного из замов главы НБУ о том, что регулятор владеет несколькими жилыми домами на Подоле и Троещине. Свои корпоративные секреты главный банк хранит не хуже закрытых военных ведомств. При поступлении на работу его сотрудники подписывают документ о неразглашении.

Ничуть не проще наладить диалог и с пресс-службой регулятора. Несмотря на многочисленные просьбы, на момент выхода материала НБУ не ответил ни на один из вопросов издания, пообещав предоставить комментарии в ближайшее время.
Золотая бездна

Благодаря особому статусу скрывать внушительные траты от посторонних глаз НБУ несложно. С одной стороны, он подотчётен Верховной Раде, однако процедура ответственности чётко не прописана. С другой – его деятельность должен контролировать Наблюдательный совет, который под разными предлогами не собирался уже больше года. К тому же по сложившейся традиции в него входят лояльные к власти люди, а значит, критиковать главу ведомства – тоже ставленника президента – им не с руки.

«Президенту главное, чтобы финансовыми потоками управлял свой человек. А депутаты, которые часто являются владельцами частных банков, заинтересованы в кредитах НБУ, – на условиях анонимности объясняет пассивность верхов в вопросе ограничения трат Нацбанка один из бывших замов его главы. – Никто не будет портить отношения с регулятором из-за таких мелочей, как финансовые преференции».

Но недовольные всё же находятся. По словам самих регионалов, ограничить транжирство Нацбанка хочет глава правительства Николай Азаров. Именно это стремление якобы испортило отношения между ним и Арбузовым и стало настоящей причиной всплывшего в СМИ гневного письма главы НБУ, в котором тот обвинил Кабмин в срыве сотрудничества с МВФ. Тем не менее, если амбициозный план премьера будет реализован и аппетиты НБУ путём личного давления на его главу удастся снизить, по оценкам экспертов, казна дополнительно получит сотни миллионов гривен в год.

Впрочем, на практике шансов на это мало. Заставить НБУ экономить – задача непосильная даже для политических тяжеловесов. Об этом из собственного опыта знает Суслов, который несколько лет назад возглавлял парламентскую комиссию по расследованию деятельности Нацбанка. «Были и угрозы, и слежка, и попытки подкупа – предлагали фантастические деньги. Поборовшись за идею, я убедился в бесперспективности борьбы. Думаю, с тех пор ситуация не изменилась», – уверен он.

dimas