Украинские чиновники всё ещё изучают интернет с помощью принтера и даже не подозревают, что уже завтра сеть может лишить их не только спокойствия, но и работы
В конце девяностых заместитель начальника милиции в одной из центральных областей Украины рассказал забавную историю. Как-то его шеф собрал подчинённых и сообщил: «Из Киева поступил приказ проверить, не выкладывают ли жители нашего города порнографию в интернете. И ещё одна небольшая просьба от меня лично: узнайте, кому принадлежит интернет. Всё, как положено, — фамилию владельца и место проживания». Смешно? Да. И тогда это тоже прозвучало смешно. Особенно для молодых сотрудников. Но, похоже, подобное пещерное невежество не выветрилось из голов украинских властителей и по сей день.
Интернет — та же газета, но не бумажная. Судя по всему, именно так представляют себе всемирную паутину большинство отечественных чиновников, не до конца понимая, в чём суть,
к примеру, социальных сетей и взаимодействия между онлайн-пользователями. Помощники депутатов и высоких должностных лиц как носили своим боссам распечатки «из интернета», так и носят. Создаётся впечатление, что нет сети — нет проблемы. Про интернет власть не говорит. Это вполне понятно, она там отсутствует. И если раньше попасть в сеть чиновникам было лень, да и незачем было разбираться, то теперь просто-напросто им страшно туда заходить. Это как в игре — если ты не знаешь правил, то автоматически становишься лузером.
Если раньше попасть в сеть чиновникам было лень, да и незачем было разбираться, то теперь им просто-напросто страшно туда заходить
В качестве примера того, как власть играет и проигрывает информационно и репутационно, любой
юзер с ходу назовёт недавние истории с ProstoPrint.com, EX.UA и «Дорожным контролем». И я уверен, что в ближайшее время мы ещё не раз станем свидетелями различных глупостей в исполнении чиновников, которые, совершенно не понимая последствий, наобум действуют на минном поле своего виртуального, но от этого не менее могущественного противника.
Для нынешней власти существует три реальных системных угрозы, которые несёт в себе интернет. Первая — техническая. Здесь всё просто: спланированные атаки могут выводить из строя системы коммуникации, в основе которых лежит интернет. Например, сайты органов власти. Подобные атаки могут инициироваться как внутри страны, так и с внешней стороны — спецслужбами других стран или просто интернет-хулиганами. Казалось бы, легли сайты, ну и что? А ведь это вопрос национальной безопасности и большой репутационный риск государства. Представьте, кто-то извне сделает так, что ключевые ресурсы органов власти будут заблокированы на несколько недель. Пример с реакцией хакеров на закрытие EX.UA продемонстрировал: это не так сложно сделать. Напомню, что после сообщений о закрытии крупнейшего в стране файлообменника «лёг» сайт МВД, причём никто не прилагал особых усилий для этого. Позже перебои начались у портала президента — сразу как только в соцсетях появилась инструкция, как ресурсу создать дополнительную нагрузку. Так вот, власть, которая не может противостоять даже такой, наспех организовавшейся опасности и защитить правительственные онлайн-ресурсы, выглядит ничтожной.
Вторая угроза — информационная. В отличие от местных газет, радио и телевидения, продукт которых преимущественно создаётся отечественными компаниями, наиболее посещаемые украинцами сайты — российские и американские. Львиная доля информации, потребляемая соотечественниками онлайн, — российского происхождения. В топ-10 самых посещаемых порталов украинский всего один, и тот болтается в конце списка. Кстати, многие страны ведут кибервойны, но Украина, к сожалению, является не субъектом этой войны, а полем битвы.
Третья угроза — личная информация. Я ещё ни разу не видел каких-либо официальных предупреждений или пояснений, чего следует опасаться рядовому пользователю в случае, если он использует интернет для приватных коммуникаций. Ладно, рядовой пользователь. Но вернёмся к чиновникам, которые из-за неопытности могут выставить напоказ не только личную переписку. Я держал в руках немало визиток украинских политиков, и зачастую указанный контактный электронный адрес (к которому, как правило, имеет доступ помощник) находится в домене mail.ru. Есть ли уверенность в том, что спецслужбы России не имеют доступа к их переписке? А спецслужбы ещё каких-то государств, если мы говорим о других сервисах?
Не будучи активными игроками в сети, представители украинской власти не смогли создать там зону своей поддержки. Фактически даже упустили момент, когда в сети можно было плавно «закручивать гайки». Уровень проникновения интернета уже пересёк критическую точку — в городах-миллионниках этот показатель перевалил за 50%. Хотя это вряд ли остановит тех, кто вознамерится пойти российским путём. Стоит отметить, что опыт России в интернете, несмотря на некоторые успехи, в целом не принёс ожидаемого результата. Последние протесты в Москве свидетельствуют: повышение давления в паровом котле рано или поздно приведёт или к локальным мощным прорывам, или к общенацио-нальному взрыву, как это произошло в североафриканских странах. И хотя интернет — это всего лишь инструмент, им нужно уметь пользоваться. В том числе и властям. А отечественная сеть давно превратилась в гремучую смесь негатива, которому не хватает последней искры, чтобы всколыхнуть реальный мир.