Новости Киева

Кто продает Украину втридешево: Как растащили Киев

Продолжаем рассказ о так называемой «оценочной мафии» — клане экспертов-оценщиков, при прямом соучастии которых из государственной и муниципальной собственности украдено имущество на миллиарды

«Заводы-пароходы», недвижимость и земля скупались в Украине жульем по бросовым ценам на основании жульнических экспертных заключений. Сегодня расскажем о том, как при содействии экспертов-оценщиков разворовывали Киев.

О том, что из себя представляет так называемая «оценочная мафия», «Украина криминальная» подробно рассказала в статье «Уценка Украины: почему страну продают и покупают втридешево». О главных персонажах оценочного не-рынка можно прочесть в публикации «Уценка Украины: кто продает страну втридешево. Часть 2: поименно». Как «оценочная мафия» орудует в регионах, читайте в статье”Уценка Украины: кто продает страну втридешево. Часть 3: как это делали в Ровно«.

Так, как Киев и киевлян грабили при Леониде Черновецком, город грабили разве что при фашистской оккупации. За время правления Черновецкого и его воровской «молодой команды» в городе не был построен ни один значимый объект. Но за это же время столица лишилась буквально всех «свободных» земельных участков и почти всех объектов недвижимости коммунальной формы собственности.

Более того: войдя в раж, Черновецкий & Со «наложили лапу» даже на ту недвижимость, что пребывала на балансе государства. Вся эта вакханалия с распродажей по-дешевке, но с выгодой для своего кармана столичного муниципального имущества не была бы возможной без участия компаний-оценщиков, «рисовавших» киевской власти «копеечные» оценочные акты на недвижимость. Что давало жуликам в мэрии основание для распродажи «уцененки» официально по бросовым ценам, но за щедрые «откаты» в свою пользу от благодарных покупателей. В результате чего был нанесен огромный ущерб общине г.Киева и бюджету государства.

Одним из «китов» оценочной деятельности в Киеве во времена Л.Черновецкого (да и до него тоже) являлся Степан Иосифович Максимов. С именем и коммерческими структурами которого связана целая череда громких скандалов.

Справка «УК»: Максимов Степан Иосифович возглавляет Всеукраинскую общественную организацию «Ассоциации специалистов оценки» (ЄГРПОУ 33780473).

Реестр оценщиков Фонда госимущества Украины содержит громкие наименование трех юридических лиц, которыми Степан Максимов наделен правом выдавать экспертно-оценочные заключения. Две компании находятся в Киеве, одна — в Днепропетровске. Вот они: ЧП «АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И ПРАВА» (ЄГРПОУ 31810977; Максимов — учредитель и руководитель. «Академия» имеет статус судебно-экспертного учреждения); ООО «ГИЛЬДИЯ ОЦЕНЩИКОВ УКРАИНЫ» (Максимов — учредитель и руководитель); ООО “АМЕРИКЕН АППРЕЙЗЕЛ«(ЄГРПОУ 35634521; Максимов — руководитель).

В целом механизм отчуждения коммунальной выглядел так. 28.09.2006г. распоряжением № 34/91 мэр утвердил новый порядок передачи имущества территориальной общины Киева в аренду. Согласно которому Главное управление коммунальной собственности Киева проводило конкурс по отбору оценщиков сдаваемого в аренду имущества.

Отобранный — конечно же «свой» — оценщик толково «уценял» недвижимость, после чего она передавалась в аренду по смешной цене арендатору. Который позже арендуемый объект выкупал у киевской мэрии по бросовой цене, используя преимущественное право арендатора на выкуп такого имущества. А разница между реальной, рыночной стоимостью отчуждаемого объекта и ничтожной оценочной, «нарисованной» экспертом-оценщиком, расходилась по карманам чиновников киевской мэрии и эксперта-оценщика (обычно 3-5, а в некоторых случаях и до 10-15% от рыночной стоимости воруемого объекта).

Так что же при Черновецком «уценял» Степан Максимов?

В ноябре 2005 года Киевгорадминистрация решила разместить Музей истории Киева в здании по улице Институтской, 3 — после завершения строительства здания. В то время элитный «недострой» представлял из себя готовое примерно на 50% здание выставочного центра в Печерском районе Киева с 20-летней «заморозкой» строительства по причине отсутствия в бюджете государства средств «на культуру».

Якобы из благих побуждений — вселить, наконец-то, фонды «бездомного» музея в помещение, киевская мерия «выбрала» компанию ООО «История города», которая и должна стать инвестором «реконструкции» здания по Институтской, 3. С условием освоения прилегающего земучастка по Институтской, 1 и передачи музею 10 тыс. кв. м помещений в безоплатное пользование. Срок реализации проекта — 2007-2009 годы.

Получив в аренду на 5 лет «недострой» в самом «сердце» Киева, «История города» не добавила стройплощадке ни одного кирпича. Зато власти Киева заговорили о том, что «недострой» поражен грибком, а значит не пригодный к использованию. Но уже в феврале 2007-го Киевсовет разрешил компании-арендатору снести злополучный элитный «недострой» на Институтской.

Компенсировав в бюджет города стоимость снесенного имущества, согласно экспертной оценке Главного управления коммунальной собственности. Экспертной оценке, базировавшейся на экспертном же заключении частной фирмы-оценщика «Академия оценки и права» Степана Максимова. Специально отобранной для оценки именно этого объекта в апреле 2007 года Главным управлением коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации.

30 миллионов гривен — вот сумма, которую уплатила «История города» за снесенный «недострой» и 1,23 гектара земли под ним. 30 миллионов гривен — фактически за участок самой дорогой земли в Украине — в пяти минутах ходьбы от Верховной Рады и Администрации Президента. Рыночная цена земли в этом районе даже в кризис не опускалась ниже отметки в $100 000 за сотку. 123 сотки Х $100 000 = $12 300 000. То есть земельный участок вместе с «недостроем» достался компании «История Киева» минимум в два раза дешевле его рыночной стоимости! Такая вот «экспертная оценка» от «чрезвычайно профессионального» оценщика Максимова.

Остается добавить, что умышленным занижением стоимости отчуждаемого объекта мошенничество со строением на Институтской, 3 не ограничилось. Оказалось, что проданный по-дешевке объект мэрия вообще не имела права никому продавать (а соответственно оценщик не имел права оценивать), потому что «недострой» числился на балансе Министерства культуры, о чем махинаторы прекрасно знали. Сначала в конфликт вмешался сам президент, известный ценитель музейного дела. Но мэрия Киева не вняла и президенту. Тогда 12 столичных музеев обратились с открытым письмом к президенту Ющенко — мол, не выполняется Указ Президента Украины от 25 февраля 2008 года о передаче объекта обратно в государственную собственность. Но на письмо музейщиков Ющенко уже не ответил…

Киевский городской совет отклонил и два протеста прокуратуры Киева с требованиями отменить решения горсовета, которые касаются управления недостроенным сооружением на ул. Институтской,3 и передачи его вместе с земельным участком компании «История города».

Положить конец афере и вернуть государству недостроенное здание музейного комплекса в 2009-м годупопытался тогдашний заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин, возбудив уголовное дело. Но подконтрольный «помаранчевой» Банковой Печерский суд прикрыл аферу Черновецкого, приятеля президента Виктора Ющенко, отменив постановление о возбуждении уголовного дела. Позже, то же самое сделал и Апелляционный суд, также контролируемый в то время президентским окружением.

Так Национальный художественный музей — главная арт-галерея Украины, фонды которой превышают 40 000 единиц хранения, остался без обещанного ему нового помещения. А Музей истории Киева, ради которого все и начиналось, новые киевские власти обещают «прописать» уже по другому адресу…

И только после смены руководства страны, а именно избрания нового Президента Украины Виктора Януковича, ситуация поменялась кардинально. Решением Хозяйственного суда Киева от 12 января 2012 года удовлетворен иск прокуратуры Киева и признано противоправным и отменено решение Киевского городского совета о предоставлении ООО «История города» земельных участков общей площадью 1,2 га на улице Институтской, 3 в Печерском районе Киева за счет центрального исторического ареала города. Также отменены договоры аренды и купли-продажи земельных участков. Об этом сообщила пресс-служба прокуратуры Киева.

Теперь проблемой развития и обеспечения Национального художественного музея всем необходимым уже занимается лично Президент Виктор Янукович. Который 15 марта 2011 года подписал соответствующий Указ.

Но кто ответил за ранее «украденное»?.. Какой антикоррупционный механизм не сработал в данной ситуации? Другими словами, почему оценщик, не выполнил возложенные на него законодательством функции по недопущению занижения сумм при приватизации при реализации государственного имущества?

Ведь, именно оценщики определяют по законодательству «реальную» рыночную стоимость имущества. А соответственно, вся эта афера стала возможной в первую очередь «благодаря» эксперту-оценщику Степану Максимову и его желанию, кроме официального «гонорара» заработать (хоть и не «совсем легитимно», но очень быстро) еще пару пачек «зеленых». Пока, что на все вышеупомянутые вопросы ответа нет. Как и нет ответа на вопрос : «Почему прокуратура только попросил отменить „скандальное решение“ Киевсовета, а не наказала виновных? Может просто еще не успела…?»

«Уценка» кинотеатра «Загреб» (Киев). В 2007 году по той же схеме, что и «недострой» на Институтской, 3, киевская власть начала распродажу по бросовым ценам столичных кинотеатров. Сначала кинотеатры сдавались в аренду неким инвесторам на 5 лет, затем инвесторы эти объекты, «модернизировав», выкупали в частную собственность. Такая участь постигла лучший кинотеатр Голосеевского района — «Загреб», расположенный в районе студгородков Киевского национального университета им.Шевченко и Национальной аграрной академии, что, в свою очередь, делало объект сверхпривлекательным для бизнеса. «Уценщиком» кинотеатра «Загреб» в ноябре 2006 года также выступила компания Степана Максимова «Академия оценки и права».

Рыночная стоимость имущественного комплекса «Загреба», согласно оценке «Академия оценки и права», составила 7 миллионов 611 тыс. гривен ($1,5 миллиона). Много это или мало? В 2007-м такую сумму стоила разве что земельный участок под зданием кинотеатра…

Тогда же член БЮТ Николай Томенко обвинил киевскую власть в том, что «под шумок» политического кризиса в Украине команда «головы» старается за 5 тыс. грн. приватизировать столичные кинотеатры«.

Так Томенко прокомментировал решение Киевсовета о создании коммунпредприятия «Киевкинофильм», в состав которого должны были войти 19 столичных кинотеатров. «Размер уставного фонда этого предприятия в 5 тысяч гривен — это фактическая подготовка к дешевой приватизации коммунального имущества столицы, не исключено, родственникам или друзьям команды Леонида Черновецкого», -предположил Томенко.

Тогда же г-н Томенко направил обращение к Генпрокуратуре и правительству с просьбой разобраться в законности и целесообразности создания коммунального предприятия «Киевкинофильм» на базе 19 муниципальных кинотеатров. Разгоревшийся скандал с кинотеатрами притормозил их «прихватизацию». А в 2010-м году поменялась власть, Черновецкий попал в опалу, часть его воровской команды подалась в бега; мошенникам было уже не до «кино»…

Скандал с приватизацией «Киевпроекта». Осенью 2011 года комиссия Киевсовета по вопросам собственности решила изъять из Программы приватизации на 2007-2010 годы компании, пакеты акций которых подлежали приватизации. О чем сообщил заместитель председателя комиссии собственности Денис Москаль. «Комиссия приняла решение изъять из перечня хозяйственных обществ, пакетов акций и частей, которые принадлежат территориальной общине Киева и подлежали продаже, 20 объектов. Среди них — Киевхимволокно, Киевпроект, и конечно же — Киевгорстрой и Киевгаз», — сказал Москаль.

Также депутат отметил, что это решение является лишь первым шагом к полному возврату под контроль общины города отмеченных предприятий. «Ведь документы относительно приватизации объектов на территории столицы в 2006-2010 годах, как мы все помним, были загадочно „похищены“ из автомобиля. И теперь никто официально не готов расписаться в том, что владеет истинной информацией относительно состояния дел», – считает Москаль.

Вернемся к «Киевпроекту». «До» Черновецкого Киеву принадлежали 30% уставного фонда главной проектной организации столицы. Львиная доля акций «Киевпроекта» контролировалась руководством АКБ «Киев». Что такое «Киевпроект»? Это многоэтажное здание в самом центре Киева, на бульваре Богдана Хмельницкого, и комплекс сопутствующих ему технических построек с прекрасными коммуникациями. Рыночная стоимость одного только здания и земельного участка под ним превышает $ 50 млн. Но как оценить потенциал мощной проектной организации со штатом в 1200 квалифицированных проектировщиков, обеспеченных заказами на годы вперед?..

«При «молодой команде» доля столичной общины в «Киевпроекте» была загадочным образом продана. Ревизия «наследия» Черновецкого обнаружила, что у киевской общины остались лишь… 6% акций ведущего в стране проектного института, специализирующегося на гражданском строительстве. Куда делись 24% акций и по какой цене — загадка до сих пор. Вероятно, ответ на этот вопрос знает оценщик Степан Максимов.

Чья компания «Академия оценки и права» являлась оценщиком стоимости 30% пакета, некогда принадлежащего территориальной общине в уставном фонде ОАО «Киевпроект» накануне его таинственного исчезновения. Возможно, что знания о таинствах приватизации имущества Киева «по-черновецкому» будут интересны прокуратуре. Уже второй год изучающей отдельные аспекты разворовывания коммунальных активов столицы «молодой командой».

С.Максимов, как минимум, может быть ценным свидетелем в ряде резонансных уголовных дел, связанных с разворовыванием столичных активов. Ведь, практически все, что оценивалось Максимовым в Киеве (отдадим должное, не только при «молодой команде», но и задолго до этого) было просто напросто своровано, в первую очередь за счет «неприличного» занижения стоимости объектов приватизации или же аренды государственного и коммунального имущества.

Авантюрная команда Черновецкого недаром прибегала именно к услугам оценщика С.Максимова. Потому что компании Максимова могли «нарисовать» любую требуемую «экспертизу», подогнав ее «под клиента».

Характерный пример — «квартирное дело» АКБ «Киев», которое всплыло при попытке уже нового правления КБ «Киев» навести порядок в активах банка и найти «концы» расхищенного, после «хозяйствования» там временной администрации НБУ.

Хозяйственный суд Киева в октябре 2010 года рассматривал иск администрации АКБ «Киев» к «Киевской передвижной механизированной колонне № 2». Суть иска: обновленное руководство банка потребовала признать недействительным договор с «Передвижной колонной…», заключенный прежним руководством в 2009-м году.

Согласно этого договора мены банк передал «Передвижной колонне…» имущественные права на некую недвижимость, а «Передвижная колонна» уступила банку шесть квартир. Оценщик — фирма уже известного нам С.Максимова ПП «Академия оценки права»- вынесла экспертное заключение о том, что передаваемые банку 6 квартир стоят 88 314 150 грн.

Новое руководство банка заподозрило, что эта сделка их предшественников — фиктивная. И заказала независимую экспертную оценку полученных АКБ «Киев» квартир. Консалтинговая компания «Ред» оценила недвижимость в 6 (шесть!) раз дешевле — в 15 887 300 грн. Т.е 60-ти млн. гривен, или большая часть из суммы (на меньше Максимов бы точно не пошел) осела в карманах «предприимчивого оценщика».

В суде также выяснилось, что оценщик вообще не имел права оценивать эти 6 квартир. Так как на момент оценки у ответчика не было права на отчуждение спорного имущества — потому что строительство этого имущества велось самовольно. Как «гранд украинской оценки» С.Максимов мог оценивать квартиры, на которые не было документов на право собственности — загадка. «Разгадать» которую под силу разве что прокуратуре — это именно ее компетенция. Ведь в результате откровенно мошеннических действий «оценочной мафии» стало возможным разворовывания активов АКБ «Киев», что обошлось клиентам банка и госбюджету (рефинансирование) в сотни миллионов гривен.

Но ведь виновный должен за это ответить?

dimas