Новости Киева

Каждый пятый трудоспособный украинец уже вооружен

На нынешнем, начальном, этапе формирования оружейной культуры для большинства украинцев желание владеть оружием является лишь компенсационным механизмом психики

Часто – с негативными последствиями для окружающих.

Более 640 тыс. единиц огнестрельного оружия насчитало МВД у граждан Украины. Профильные объединения, такие как Украинская ассоциация владельцев оружия, приводят более впечатляющую статистику: до 2,5 млн единиц легального и до 3 млн в нелегальном обороте. То есть огнестрел есть у каждого пятого трудоспособного украинца. Что стоит за этими цифрами?
Разоруженная самооборона

«Я давно мечтаю иметь огнестрельное оружие, потому что живу в неблагополучном районе Киева и даже дома не всегда чувствую себя в безопасности, — рассказывает Сергей Н., финансовый консультант. — Если увижу, что кто-то пытается похитить или повредить мое авто, ружье пригодится. Оно нужно мне, чтобы защищать себя, свою семью и имущество».

Чтобы стать его законным владельцем, Сергею нужно пройти множество процедур. Но при этом он может получить право лишь на владение охотничьим длинноствольным огнестрельным оружием. Согласно приказу МВД № 622 от 21 августа 1998 года, для получения в органах внутренних дел разрешения на приобретение охотничьего нарезного, комбинированного, гладкоствольного оружия и арбалетов гражданин должен предоставить целую кипу документов.

В частности, письменное ходатайство относительно выдачи разрешения на имя руководителя органа внутренних дел, медицинское заключение лечебного заведения об отсутствии противопоказаний, препятствующих покупке, копию договора страхования, справку о прохождении изучения его материальной части, правил обращения с ним и применения, справку о наличии или отсутствии судимости и т.п.. Приобретенное ружье нужно зарегистрировать в МВД в течение 10 дней. По данным Министерства внутренних дел, на 1 января этого года на учете состояло 646 тыс. владельцев охотничьего огнестрельного оружия.

А вот чтобы получить право на владение короткоствольным огнестрелом или травматическим пистолетом, нужно стать народным депутатом или поступить на службу в МВД или СБУ, или быть журналистом или охранником (в случае с травматиком).

«Владение оружием без соответствующего разрешения влечет за собой административную или уголовную ответственность и наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет», — отмечает Екатерина Гутгарц, партнер адвокатской фирмы АБГ.

В этом заключается украинский парадокс. Во время самозащиты с помощью охотничьего оружия летальные исходы составляют 85%, тогда как короткоствольное нарезное, легально недоступное для большинства граждан, снижает риск смерти нападающего до 15-20%. Цифры приведены для случаев самозащиты только в пределах своего дома или квартиры, где обычно хранится ружье или карабин, хотя большинство нападений злоумышленники совершают на улицах.

Свободно, без разрешений, можно приобрести пневматику, которая, согласно действующему законодательству, оружием не является (пока с ее помощью не совершено преступление). По словам Анатолия Куликова, экс-командира киевского «Беркута», она имеет убойную силу, позволяющую убить человека или серьезно ранить нападающего: “Для самозащиты, конечно, можно приобрести охотничье или пневматическое. Но учитывайте, что злоумышленники не предупреждают о нападении. Вас могут ограбить только ради оружия«.
Иррациональное стремление

Другой украинский парадокс — желание иметь оружие именно для самозащиты. В этом украинцы похожи на жителей относительно неблагополучных стран, таких как Бразилия (кстати, уровень преступности в этой стране выше, чем в Украине. — Ред.). Для сравнения: в США и ЕС граждане покупают его прежде всего ради активного отдыха, например, спортивной стрельбы в тире или охоту, также много людей собирают собственные оружейные коллекции.

Украинские адепты свободного владения огнестрельным оружием подчеркивают, что сам факт возможного его наличия у любого на улице уменьшает количество криминальных случаев, потому что для нападающего увеличивается угроза быть подстреленным своей же жертвой.

«Во многих цивилизованных странах людям позволяют на законных основаниях иметь боевые пистолеты и револьверы как средства самозащиты, — говорит Артем Мкртчян, член Украинской ассоциации владельцев оружия. — В Украине население вводят в заблуждение, когда говорят, что мы не готовы к легализации огнестрела, потому что сектор охранных услуг у нас монополизирован. Из-за отсутствия у людей короткоствольного нарезного оружия при защите своего жилища (от злоумышленников. — Ред.) они применяют охотничье оружие, не предназначенное для этого. И это приводит к летальному исходу».

Вместе с тем специалисты по этому вопросу подчеркивают, что непосредственно для самозащиты в критической ситуации использовать оружие проблематично. «Каждый, кто научился стрелять и овладел правовой и нормативной базой, понимает, что в 99,9% случаев оружие для самообороны применять нельзя, — утверждает Борис Гущин, вице-президент Национальной федерации стрельбы Украины. — Предел, отделяющий законную самооборону от преступления, не всегда в состоянии определить даже квалифицированные юристы, что уж говорить о далеких от юриспруденции граждан».

Он приводит практический пример: если злоумышленник находится за 7 метров от потенциальной жертвы, по законам Украины субъект нападения не имеет права угрожать ему оружием в целях самозащиты. Но само это расстояние можно преодолеть за секунду и выхватить пистолет. А вот сделать прицельный выстрел для самообороны, например, в ногу за эту секунду даже не каждый спецназовец сумеет.

Так почему большинство украинцев мужского пола тянутся к оружию? «В той или иной степени оно привлекает людей, — говорит Борис Гущин. — Это инстинктивное атавистическое стремление, доставшееся нам в наследство с древнейших времен, когда человек вынужден был зубами и когтями защищать свою территорию или завоевывать чужую. Мы цивилизовались, прекратили драться друг с другом за пищу, но инстинкты защитника и завоевателя сохранили. Интерес людей к оружию иррационален».

«В психологии есть понятие экзистенциальных страха и тревоги, связанных с природой человека, — отмечает Юрий Живоглядов, вице-президент Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов. — Это нормальные состояния, которые человек переживает на фоне социальной дисадаптивности. Человек стремится к хорошей жизни, которой мешают не реальные бандиты за дверью, а мысли о них. Ему кажется, что сбалансировать ощущение тревоги можно, просто имея дома оружие».

Большинство опрошенных «Тижндем» эксперты считают убеждение, что оружие является надежной защитой в случае экстремальной ситуации, иллюзией. И не только из-за ловкости нападающих, которые не предупреждают о своих намерениях. А потому, что выстрелить в другого человека, переступить через этические нормы и законы его владелец не сможет. Кроме того, на нынешнем, начальном этапе формирования оружейной культуры для большинства украинцев желание иметь оружие является лишь компенсационным механизмом психики, часто — с негативными последствиями для окружающих. Наконец, принимая окончательное решение о его покупке, специалисты советуют вспомнить чеховскую истину: если в первом акте ружье висит на стене, в последнем оно выстрелит.
Вооружены и опасны

«Раздайте людям пистолеты, и они сами защитят себя от бандитов». Этот тезис в разных вариантах не устают повторять сторонники свободного оборота оружия. Насколько верны такие утверждения, можно проследить, поскольку многие украинцы правдами и неправдами уже вооружились для самозащиты. Это оружие стреляет и часто попадает не в бандитов.

12 мая в Луганске сын следователя прокуратуры обстрелял резиновыми пулями автомобиль, водитель которого, по мнению стрелка, нарушил правила дорожного движения. К счастью, никто не пострадал, кроме краски на автомобиле. Но правоохранители обещают отдать прокурорское чадо под суд.

9 мая в Дружковке Донецкой области оператор местной телекомпании гулял «под мухой» по улицам родного города. Имел при себе пневматический пистолет, спутал с хулиганами двух милиционеров, применил оружие.

7 мая в городе Любомль Волынской области мужчина после нескольких рюмок расстрелял из травматического пистолета (на который, кстати, имел разрешение от МВД) двух человек. Прокуратура обвиняет его в покушении на убийство.

1 мая в Харькове офицер милиции отправился своей машине на отдых. При себе имел пистолет, заряженный патронами с резиновыми пулями (конечно, для самообороны). Проехать к пляжу ему помешали прохожие. Милиционер, видимо, считал, что такая преграда угрожает его драгоценной жизни, и начал стрельбу. Двое раненых.

29 апреля в Черновцах что-то не поделили двое мужчин. Один из них как последний аргумент использовал травматический пистолет. Сначала подстрелил себя, а потом оппонента.

Перечень таких инцидентов можно продолжать до бесконечности.

dimas