Новости Киева

Бенюк: Украинцы – эмоциональная нация, но эмоции – очени плохая вещь

Нобелевской премии мира 1952 года Альберт Швейцер полагал, что «идеал культурного человека – есть не что иное, как идеал человека, в любых условиях сохраняющего подлинную человечность»

Не исключено, что многие сочтут эту фразу напыщенной и чересчур уж витиеватой. Хотя, в действительности, именно в этой ее «замысловатости» и кроется простой, как все гениальное, смысл….

Своими размышлениями о том, насколько украинцам сегодня удается оставаться человечными, а также о культуре, морали и подрастающем поколении украинской нации в эксклюзивном интервью поделился народный артист Украины, актер театра им. И. Франко, популярный телеведущий Богдан Бенюк.

– Богдан Михайлович, не кажется ли Вам, что сегодня, столкнувшись с проблемами выживания и самосохранения, украинцы стали злыми и черствыми?

– В одном вопросе Вы умудрились задать целых три (смеется).Я думаю, по большому счету, дух человека не должен зависеть от того, что происходит вокруг него. Даже, если случаются какие-то катаклизмы, все равно у духовности должна быть своя определенная планочка, которая не опускается ни в коем случае.

Да, Вы совершенно правы, сегодня положение в стране действительно катастрофическое. Особенно это заметно в украинской глубинке, где жизнь, собственно, сведена на нет, поскольку там у людей нет самого важного – работы, и это страшно.

Я особенно живо и остро ощущаю это, поскольку очень часто езжу в села. Совершенно никакого значения не имеет Западная Украина это или Восточная – рабочих мест катастрофически не хватает кругом.

Люди в селах выживают, благодаря земле, на которой живут, хозяйству, которое ведут – и все. По их собственным словам, да – у них есть, что поесть, но самого важного – денег, у них нет, и это просто беда. Но злее от этого они не стали. Нет, я не думаю, что они стали злее.

Известный певец, народный артист Украины Анатолий Макаренко однажды рассказал мне удивительную историю. Сразу после войны, в 1946-1947 гг. села на Сумщине, откуда он родом, находились в ужасном состоянии – голод, разруха; целые дни люди проводили в поле, занимаясь тяжким трудом, но едва наступал вечер, во всех селах начинали звучать звонкие девичьи голоса. Люди пели, потому что их дух не был сломлен, а в сердцах жила надежда на светлое будущее. Сегодня, к сожалению, люди поют только после того, как пропустят рюмочку, а не от того, что им хочется просто так взять и выплеснуть эмоции.

Украинцы – очень эмоциональный народ, мы тесно связаны с природой, с землей, на которой живем и над которой в последнее время очень издеваемся. Так получилось, что сегодня мы защищаем людей, утверждая, что именно человеческий фактор нуждается в защите, при этом совершенно упуская из виду, что может быть, в защите больше нуждается окружающая этих людей среда. И это черствость, о которой Вы говорите – к сожалению, сегодня она является доминантной.

Однако при всем при этом я бы не стал говорить о том, что мы совсем уж как-то дали крен и стремительно падаем вниз – нет. Мне почему-то кажется, что если у наших людей появится надежда на то, что в сторону села повернется, наконец, лицом наше достопочтимое руководство – Президент, Кабинет министров, олигархи, ободравшие народ, как липку, все еще может измениться.

Главное, чтобы люди помнили – миллиарды, заработанные не мозолистыми руками, а с помощью каких-то «вариантов» и «прокруток», замешанные на крови и чьей-то беде, никогда не принесут пользы.

– Украинцы всегда считались одной из самых гостеприимных наций. Тем не менее, сегодня они все реже приглашают гостей в дом, предпочитая встречаться с друзьями на улице, в ресторанах и кафе. Почему так?

– Сложно сказать.Слава Богу, мой круг друзей состоит из людей, предпочитающих встречаться исключительно дома.

Наверное, это от того, что мы понимаем: никакие ультрасовременные рестораны с их прекрасными названиями и роскошными интерьерами никогда не заменят домашней еды, приготовленной заботливыми и любимыми руками, уюта и тепла семейного очага; в них нет той энергетики, которая подпитывает людей изо дня в день.

В общем, мои друзья как раз из тех, кто разбирается в том, что домой нужно приглашать только тех, кого хочешь. Другое дело, люди, в которых сомневаешься – с ними, конечно, лучше встречаться на нейтральной территории.

– Богдан Михайлович, всем давным-давно известны и понятны такие определения, как свобода слова, свобода вероисповедания. Однако сегодня еще одна «свобода» становится очень модной – свобода совести. Вот как Вы понимаете это словосочетание?

– Мне сложно сказать, что такое «свобода совести» и что под этим подразумевается. Я считаю, что любое общество имеет собственные определенные каноны поведения, основной которых является совесть. Однако нам не следует забывать, что любая свобода базируется, прежде всего, на дисциплине. В противном случае, любое, даже самое незначительное, нарушение неизменно и очень быстро превращает страну в анархию.

Сегодня мы с вами очень хорошо понимаем, что такое анархия. Безответственность людей за свои слова и поступки сегодня у нас явление, к сожалению, обычное. Мы не знаем и не понимаем значения словосочетания «свобода совести», потому что не имеем представления, что такое, собственно, совесть. Может, когда-нибудь нам удастся правильно вычленить «компоненты», из которых состоит совесть, тогда не исключено, что мы найдем и точку, от которой сможем оттолкнуться для того, чтобы перевести существующие обстоятельства в позитив.

– Как, по-вашему, сильно отличаются нынешние украинцы от украинцев «пятилетней и двадцатилетней давности»?

– Тут, наверное, прежде всего, лучше определиться с какой стороны смотреть. Если, например, брать сферу политики – да, действительно, разница огромная; в сфере экономических отношений – тоже колоссальные отличия. А вот в области восприятия жизни вроде бы и не очень. Что касается подрастающего поколения – тут, мне кажется, мы все время сталкиваемся с тем, что не понимаем их, поскольку они уже – граждане XXI века, у них совершенно другая динамика жизни, иное мировоззрение.

К сожалению, в нашей стране всеми структурами до сих пор управляют престарелые люди, которые придерживаются философии «тормоза». Нас все время как магнитом тянет в прошлое. Мы как будто хотим повернуть вспять реку, которая уже давным-давно унесла свои воды дальше. Сегодня, оглядываясь на двадцать прожитых лет, мы видим, какой большой отрезок жизни был мощно заторможен из-за таких вот «философов» и неудачного руководства.

– А что скажете о разрешении украинского парламента использовать на 9 мая советскую символику?

– Вот это как раз пример того, как упрямо мы не желаем двигаться вперед, и всеми силами тянемся обратно в прошлое.Да, без прошлого не бывает будущего, но оно не должно тормозить! Тем более что День Победы для Украины – это праздник с двумя подтекстами.

Сегодня, благодаря Интернету, люди могут и должны узнать, почему весь мир празднует День Победы 8 мая, а страны бывшего Советского Союза – 9-го. Почему на американском флаге белые звезды, а на советском – звезда красная, и откуда вообще взялся этот символ и что он означает. А еще они обязательно должны узнать и понять важную вещь: когда для Украины закончилась борьба между двумя монстрами, которые вначале были колоссальными друзьями, а затем сражались друг с другом с таким же колоссальным размахом, и когда украинцы прекратили свои вооруженные восстания.

Потому-то День Победы 9 мая всегда будет с разными подтекстами. И это нужно понимать всем, не переключаясь на эмоции. Тем более что эмоции – плохая вещь.

dimas