На последней сессии Киеврада приняла историческое для города решение: депутаты ввели мораторий на строительство в буферной зоне заповедников "София Киевская" и Киево-Печерская лавра.
Площадь эта немаленькая — 441 га, а входят в нее Днепровские склоны и центральные улицы города. Такое решение было принято, поскольку такие стройки вблизи Софии и Лавры не только уродуют исторический облик города, но и ведут к разрушению всемирно известных святынь. Киевляне и общественные активисты считают этот шаг большой победой — ведь добивались его не один год.
За принятие решения о моратории депутаты проголосовали единодушно — 93 голоса “за”. Согласно утвержденному плану, мораторий будет действовать временно — до разработки и утверждения Киеврадой плана зонирования центра Киева и детального плана территории.
Те, кто всеми силами добивался этого решения, радости не скрывают. “Во-первых, на время действия моратория никаких строительных работ в буферной зоне быть не может. Во-вторых, теперь запрещено продавать земельные участки на этой территории. Кроме того, мы наконец-то выполнили рекомендации ЮНЕСКО, которая уже несколько лет просит принять такой документ. Благодаря ему “София Киевская” и Киево-Печерская лавра избегут попадания в так называемый “черный список” объектов, которым грозит разрушение. Как известно, и София, и Лавра — единственные в Киеве объекты, которые сейчас под одним охранным номером входят в список всемирного наследия”, — объясняет адвокат, глава ОО “Андреевская Пейзажная инициатива” Марина Соловьева.
Добиться принятия решения, говорят общественные активисты, было непросто: некоторые депутаты пытались оставить в документе “лазейки” для застройщиков. Например, чтобы те, кто получил разрешения на строительство раньше (например, во время мэрства Леонида Черновецкого. — Авт.), могли начать работы, несмотря на запрет. А ведь таких разрешений на строительство в буферной зоне выдали больше 50! К счастью, исключения для них не сделали.
Немного сложнее со скандальными стройками, которые уже начались в буферной зоне Софии и Лавры. Каждый киевлянин помнит уродливые объекты на ул. Гончара, в Десятинном переулке, а также на ул. Стрелецкая, Золотоворотская и Нижний Вал. Но, как говорят активисты, единственный выход — останавливать такие стройки по одной, отдельными решениями судов или Киеврады. Например, стройку на ул. Гончара, 17—23 уже признали незаконной: есть соответствующее решение суда. Поэтому сейчас решается вопрос о том, чтобы снизить на этом объекте этажность до уровня близлежащих домов. “12 февраля мы ждем решения Киеврады по стройке в Десятинном переулке, 3—5, где собираются отстроить жилищно-офисный комплекс высотой в 12 этажей. Здесь, на месте остатков фундамента дворца князя Владимира, уже “растет” девятый этаж здания! Депутаты обещают расторгнуть договор аренды с застройщиком, поскольку земельный участок используется не по целевому назначению. Если такое решение будет принято, возможно, уже построенное здание демонтируют — полностью или частично”, — говорит общественный активист Юлия Никитина.
Такая же ситуация — и по стройке на Нижнем Валу, 25—27, где вместо анонсированных застройщиком пяти этажей выросло 14. В КГГА говорят, что по ряду скандальных объектов, в том числе и по дому на Нижнем Валу, уже направлены иски в суды и обращения в прокуратуру. Также власти обещают поддерживать киевлян в борьбе с незаконными стройками.
Общая площадь охранной зоны — 441 га. В нее входят склоны Днепра и десятки исторических улиц в центре Киева: Европейская, Михайловская, Софийская площади и Майдан, ул. Грушевского, Мазепы, Лаврская, Старонаводницкая, Набережное шоссе, Ярославов Вал, Большая и Малая Житомирская, Владимирская горка и др. Эксперты говорят, что мораторий — лишь первый шаг к наведению порядка, ведь у застройщиков есть много шансов обойти запрет. Например, очередной монстр может вырасти под видом реконструкции. “В охранных зонах у нас розданы сотни участков. Мораторий — это, несомненно, позитив. Но пока мы сказали только “А”, а до “Я” еще далеко. Чтобы избежать злоупотреблений, нужно четко прописать, что можно делать, а чего — нельзя. Для начала данные о том, кто, кому, когда, и какие участки в буферной зоне раздал, должны стать полностью открытыми для общественности”, — говорит архитектор Георгий Духовичный.