Происшествия

Офицер милиции: “Подумаешь, цаца — иностранец! Пусть научится себя вести…”

Правоохранительные органы часто неохотно квалифицируют преступления как проявление ксенофобии.

Что объединяет нигерийцев Зберечукву Давида Эммануэля, Огуи Оруило, Байе Олюбайоде? Уроженца Сьерра-Леоне Виктора Бенду-Чарлза, иракца Эль Убаиди Рад Абдул-Азиза, бангладешца Абу-Бакара? Грека Муратиди, испанца Суареса Карлоса, других иностранцев, работавших или учившихся в Украине? Они стали жертвами жестоких нападений, пик который пришелся на 2007—2008 годы. Но и сегодня такие факты, увы, не редкость. В этом году они произошли в Харькове, Донецкой области… А те, кто совершил преступления, отделываются символическим наказанием либо умудряются избегать тюрьмы. Пошла ли на спад ксенофобская проблема или остается такой же острой — мнения расходятся.

ЗА И ПРОТИВ. Авторы вышедшего недавно в Харькове исследования «Преступления на почве ненависти» утверждают, что ксенофобия и расизм — по-прежнему актуальны для страны. Они отмечают, что жертвами чаще всего становятся иностранцы, граждане Украины с неевропейской внешностью, ромы (цыгане), крымские татары, иудеи, представители секс-меньшинств, наркозависимые, больные ВИЧ-СПИД. С апреля 2011-го по апрель 2012 года, то есть еще до проведения Евро-2012, пострадали 48 выходцев из дальнего зарубежья, что на треть больше, чем за предыдущие 12 месяцев, утверждают авторы. При этом правоохранительные органы часто весьма неохотно квалифицируют преступления как проявление ксенофобии.

Офицер одного из столичных райуправлений милиции откровенно сказал «Сегодня», что при любом раскладе расценивает такие нападения как хулиганство, бытовуху. «Подумаешь, цаца — иностранец! Пусть сначала научится себя вести, выучит наши порядки и правила. Вы присмотритесь — часто именно он провоцирует ссору, драку. А кто считал, сколько среди них барсеточников, квартирных воров! А сколько тех же кавказцев с криминальным прошлым было депортировано из Украины! Почему надо их защищать?»

Некоторые эксперты усматривают в подобных высказываниях ущемление прав иностранцев, в которых априори видят только нарушителей закона. Правозащитник Максим Буткевич на встрече «Лагерь толерантности» при­вел пример: пресс-службы Чопского и Львовского погранотрядов призвали местных жителей к сотрудничеству, попросив сообщать о любом гражданине, чье поведение им покажется странным. Казалось бы, что в этом плохого? Но в своих листовках пограничники, по словам Буткевича, обвинили иностранных мигрантов во всех смертных грехах — якобы они и разносчики страшных экзотических болезней, и источники преступности, и прочих бед. Как говорит Буткевич: «Будь это крайне правая организация или партия, формирующая образ врага, неприязнь к иностранцам — понятно. Но это же государст­венный орган!»

Однако в Госпогранслужбе не согласны. «Ни о какой неприязни речь не шла! — говорят там. — Мы призываем население приграничных районов быть бдительными, а что касается нелегальных мигрантов, то они далеко не так безобидны, как кому-то кажется».

После прошлогодних событий в Одессе, где милиция штурмовала банду Аслана Дикаева (тогда, напомним, погибли и сотрудники ГАИ), в некоторых регионах начались преследования чеченцев, утверждает глава чеченской диаспоры Салман Садаев. «У нас в Белой Церкви хватали всех без разбору, отпечатки пальцев брали даже у малолетних! — сокрушается он. — Врывались в дома, подбрасывали анашу, патроны! Зачем? Нельзя в каждом видеть преступника только из-за его национальности».

Но спикер киевской областной милиции Николай Жукович сообщил «Сегодня», что с одесскими событиями это не связано: «В Белой Церкви произошел конфликт между местными жителями и группой чеченцев. В потасовке один из местных был ранен из резинострела. Пришлось кое-кому разъяснить необходимость соблюдать законы государства, где живешь. И даже закрыть в СИЗО. Но никто ничего не подбрасывал, это ложь! А бандиты должны сидеть, это факт»…

«Ксенофобии у нас нет с 2007-го!». На прошлой неделе в Страсбурге прошла 1-я генассамблея международного правозащитного движения «Мир без нацизма». Как рассказал нам член украинской делегации, правозащитник Андрей Гаджаман, на этом крупном форуме, куда съехались представители 140 организаций из 30 государств, рассматривались и проблемы ксенофобии, расизма, антисемитизма, различных форм дискриминации. Леонид Кравчук, Анна Герман, Валерий Бондик, другие члены делегации поделились украинским опытом в защите прав нацменьшинств.


Волчий билет — выдворить!

«Проявления ксенофобии случаются везде, и Украина, к сожалению, не исключение, — признает Гаджаман. — Но государство не снимает с себя ответственности за то, что такие факты есть, не скрывает их. Незадолго до открытия ассамблеи мы направили запросы губернаторам, главам облсоветов, мэрам крупных городов, профильным министрам с просьбой поделиться своим видением этой проблемы в Украине. Кто-то прислал отписки, но есть и основательные, серьезные ответы. Большинство сетует на отсутствие самостоятельного межведомственного органа, который бы системно, на государственном уровне противостоял ксенофобии и другим явлениям. Прозвучали предложения создать такие органы и в министерствах, а также областях».

Впрочем, другой член делегации, правозащитник Эдуард Багиров, считает, что проблему гиперболизируют: «То, что пытаются поднять на щит, поставить во главу угла, — отголоски событий 2005—2007 годов, когда действительно отмечались отдельные элементы ксенофобии, неприятия по отношению к иностранцам и некоторым нашим соотечественникам. Сегодня этого практически нет. Украина — цивилизованное европейское государство, чьи граждане по ментальности своей толерантны, лояльны к представителям других народов, национальностей, веры, расы, прочих признаков. Единичные случаи — не система. Обобщать и тем самым вводить в заблуждение международное сообщество — по меньшей мере, некорректно».

«…Иначе станешь вторым Гонгадзе». «Наши люди всегда боялись не таких, как они, тех, кто чем-то отличается, и в своих проблемах склонны обвинять чужого, но не себя, — заявила «Сегодня» адвокат Татьяна Монтян. — У нас вообще очень ксенофобская страна. Если иностранец непохож на нашего, это вызывает приступ ненависти и неприязни к такому человеку. Мне, к счастью, не приходилось с этим сталкиваться, но, как происходит с другими, знаю. Впрочем, кое-кто мою фамилию воспринимал почему-то как армянскую. И это выглядело как клеймо. Хотя никакого отношения к Армении я не имела. И что вам говорить после этого о ксенофобских настроениях?!»

Нелегалы из Азии

Адвокат Олег Веремиенко в разжигании расовой, межнациональной розни обвиняет некоторых сотрудников правоохранительных органов. «Далеко не везде они толерантно относятся к иностранным гражданам, — считает он. — Во время Евро-2012 были лояльны, вежливы, а после — опять хамство, унижения, угрозы. Недавно в центре Киева грубо задерживали голландца, ограбленного перед тем нашими бомжами. Бомжей не тронули, а гостя завалили! Что это, как не ксенофобия?..». По горячим следам в столичной милиции заявили тогда, что голландец был вооружен. Но на минувшей неделе в центре общественных связей нам сказали, что не располагают такой информацией. «Гость был личностью без определенного места жительства, утерял свои документы, и его передали сотрудникам посольства Голландии в Украине», — сказали «Сегодня», отказавшись от дальнейших комментариев.

«У меня был подзащитный — Тамаз Кардава, грузин, — продолжает Веремиенко. — Его прессовали, били, заставляли взять на себя преступление, которого он не совершал. Угрожали: «Не признаешься — станешь вторым Гонгадзе, убьем и отрежем голову». Не оказывали медицинской помощи. Кончилось тем, что в 2009-м Кардава умер. И прокурор не увидел нарушений».

vakulovsky