Происшествия

Мазурок сам хотел показать, что он и есть убийца из “Каравана”, – эксперт

Психолог говорит, что такие, как "караванский стрелок", не всегда действуют адекватно.

Заведующий лабораторией Института социальной и политической психологии АПН Украины Вадим Васютинский не удивлен, что родственники и соседи Мазурка не узнают Ярослава на видео из “Каравана” и даже не допускают мысли, что он мог совершить такое. Васютинский отмечает, что ничего удивительного в реакции близких и знакомых подозреваемого нет.

“Когда человек совершает такое страшное убийство, то очень немного людей есть, о которых их окружение скажет, что они были на это способны. Поэтому в том, что родственники от него не отреклись, нет ничего удивительного. Чаще всего родственники как раз пытаются оправдать, объяснить”, – пояснил он.

Также, добавляет Васютинский, есть такое понятие, как психологическая защита. И одним из таких распространенных психологических защит является нежелание признать информацию, которая является неприятной и ужасной. “Поэтому можно понять его родных, которые пытаются убедить, вероятно, больше самих себя, чем других, что это не он”, – отмечает он.

А вот у Васютинского почти нет сомнений, что Ярослав Мазурок стрелял в “Караване” и это его тело нашли в парке. По его мнению, стрельба была случайной, и он не планировал этого убийства. Просто не хотел попасться с оружием и предпочел пострелять охранников, чем возможно общаться с милицией.

Социальный психолог говорит, что биография Ярослава и то, что говорят о нем родственники и соседи, не противоречит образу “Караванского стрелка”. Ведь бывают очень неожиданные ситуации, когда кажется обычные люди делают ужасные поступки. Он предполагает, что у Ярослава могла быть шизоидность.

“Если говорить о “Караванском стрелке”, что говорит в пользу того, что это он, то это определенная нелюдимость, о которой говорили соседи, что он порой бывал резким. Эта нелюдимость, возможно, вписывается в такую характеристику, как шизоидность. Я не настаиваю, но возможно. Это не шизофрения, не болезнь. Шизоидность – это такая эмоциональная отгороженность от других людей”, – говорит Васютинский. По его словам, особенностью таких людей является то, что их поступки часто являются нелогичными, непонятными для других людей. “Они не очень адекватно оценивают ситуацию. Логика их действий бывает непонятной и второе, что они не умеют в критических ситуациях справиться с людьми общепринятыми средствами. Это, возможно, и стало причиной этого поступка”, – говорит психолог. Васютинский считает, что ситуация у Мазурка была безвыходная, когда надо было либо сдаться и тогда пройти через суд, услышать приговор – пожизненное заключение, или поступить так, как он поступил.

“Шансов и возможности скрываться долго у него не было. Я думаю, эти полтора месяца он искал какие-то варианты, какой-то выход. И ни один из них не оказался возможным для осуществления. Я думаю, что он это осознал за первые неделю-полторы. Остальное время он наверняка оттягивал (самоубийство) сколько мог, колеблясь. У него фактически было два варианта – сдаться или застрелиться”, – говорит он. По его словам, самоубийство недалеко от дома, наличие документов при нем – это свидетельствует о том, что Мазурок хотел откровенно показать, что это он. Возможно для того, чтобы его семья смогла узнать, потому что другой возможности сообщить о своей смерти не было.

“Это, может, был его способ сдаться и сказать, что вот я, делайте теперь со мной что хотите. Своему поступка он не придавал демонстративного значение. Иначе он бы тогда выбрал людное место, что-то крикнул бы и застрелился. Но он этого не хотел. Если бы он считал, что он несправедливо преследуемый, что он не виноват в том, в чем его обвиняют, он прибегнул бы именно к демонстративному самоубийству”, – говорит социальный психолог.

Напомним, тело мужчины с паспортом Ярослава Мазурка было найдено 7 ноября в Киеве.

vlad