Происшествия

Конец света 2012: Ужасный конец, или ужас без конца? Ученые нашли формулу спасения человечества

Недоверие сменяется паникой. Тревожные предсказания международной команды исследователей, опубликованные в июне в журнале « Nature », сейчас начинают будоражить Всемирную паутину: «Конец света намечен на 2100 год», - повторяется в многочисленных блогах, на сайтах и форумах. Исследование, проведенное группой из двадцати ученых из пятнадцати различных международных научных учреждений и озаглавленное «Приближаясь к сдвигу в состоянии биосферы Земли», действительно не вызывает оптимизма. Оно указывает на «неизбежность необратимого распада экосистем Земли».

Для определения своего диагноза авторы проанализировали работы, описывающие биологические потрясения, случившиеся в ходе семи крупных кризисов планетарного масштаба: кембрийского взрыва 540 млн. лет назад, пяти массовых вымираний, в ходе которых погибло до 90% жизни на Земле, а также последний ледниковый период нашей эпохи 12 000 лет назад. «Все эти переходные периоды совпали с определенными условиями, которые привели к изменениям мирового масштаба в атмосфере, океане и климате», – подводят итог авторы.

Сейчас наблюдается такое же явление: по мнению ученых, почти половина видов климата, встречающихся сейчас на Земле, вскоре могут исчезнуть, а на смену им на территории от 12 до 39% земного шара придут условия, с которыми живые организмы еще не сталкивались. И этот радикальный переход может произойти с невиданной доселе резкостью. «Последнее потрясение планетарного масштаба привело к появлению экстремальных биологических изменений всего за тысячу лет, – подчеркивает один из соавторов труда Арне Моерс (Arne Moers), профессор биологических систем в Университете Саймона Фрейзера в Ванкувере. – В геологическом масштабе это можно сравнить с переходом от нежного детского возраста к взрослому менее чем за год. А процесс, который мы наблюдаем сегодня, идет еще быстрее». Хуже того: система может очень скоро увязнуть в инерции. «У планеты нет памяти о своем предыдущем состоянии, – подчеркивают авторы. – Мы берем на себя огромный риск, изменяя радиационный фон планеты: риск резко протолкнуть климатическую систему на новый уровень равновесия, к которому не смогут приспособиться экосистемы и наше общество».

И в этом виновны не только массовые выбросы парниковых газов. Давление человеческого рода на планету заключается как в дроблении природных ареалов обитания, так и в демографическом росте и безудержном потреблении природных ресурсов, перечисляют ученые. Уже 43% экосистем Земли используются для удовлетворения потребностей 7 миллиардов ее жителей. Порог насыщения и даже резкого исчезновения выносливости и способности человеческого вида к адаптации уже близок: «еще 7%, и мы достигнем точки невозврата», – считают ученые.

Работы межправительственной научной платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ), своеобразной «МГЭИК по биоразнообразию», которая должна собраться на первое заседание в 2013 году, не противоречат этим выводам. В них уже зафиксировано, что каждые 20 минут на планете исчезает по одному виду, и этот ритм продолжает ускоряться. За последние двести лет, после начала индустриальной эпохи, он уже превышал природный ритм вымирания, высчитанный учеными за период в 500 млн. лет (в среднем один вид из миллиона ежегодно) в десятки, а то и в сотни раз, в зависимости от вида. Вскоре он может превысить природный ритм в 10 000 раз. В геологическом масштабе – это почти мгновенное исчезновение.

Смогут ли наши дети избежать падения этой экологической «сверхновой звезды»? Пройдя путь от душераздирающего призыва юной Северн Куллис-Сузуки (Severn Cullis-Suzuki), двадцать лет назад потребовавшей от взрослых «прекратить ломать то, что они не умеют чинить», до первого саммита Земли в Рио, «экодипломатия», несомненно, добилась некоторых скромных успехов. Однако удастся ли подстроить ее медленную музыку под «престиссимо» биологического распада? Сумеет ли она вырваться из зоны притяжения различных лоббистов, которые распыляют ее эффективность?

По итогам разных маленьких и больших политических совещаний, посвященных биоразнообразию, климату и естественнонаучным вопросам было подписано не менее 500 международных и многосторонних конвенций по охране окружающей среды: по влажным зонам (Рамсар, 1971), об охране дикой фауны и флоры, о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения (Cites, 1973), об охране всемирного наследия (ЮНЕСКО, 1972), об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 1979), о сохранении мигрирующих видов, о китообразных, экологических коридорах, запрещенных для охоты зонах, биоразнообразии, по борьбе с опустыниванием, тропических лесах… Однако за отсутствием одной всемирной организации, которая могла бы осуществлять контроль за их выполнением, эффективность этих конвенций остается расплывчатой.

И что же делать? Ученые, которые обычно не участвуют в политической жизни, предлагают четкие решения, чтобы спасти то, что можно спасти, например, объединение таких, казалось бы, противоположных терминов, как «снижение роста» (настроить уровень жизни на всей планете на самые разумные способы потребления ресурсов) и «инновации» (развивать новые технологии, чтобы производить и распределять новые продовольственные и энергетические ресурсы без задействования новых территорий).

Более радикальное течение требует как можно скорее призвать человеческий вид к смирению. По мнению ученых, которые подписали тревожную статью в журнале « Nature », где заявляют, что они не просто озабочены, а « в ужасе от своих результатов», у человека теперь нет другого выбора, кроме как радикально преобразовать свой образ жизни: он должен добиться сокращения демографического роста, пересмотра социальных структур, а также сосредоточения населения в уже плотно заселенных зонах, чтобы дать Земле возможность вновь обрести природное равновесие.

По материалам lesechos.fr
fox