Ожидания конца света в наши дни приобретают какой-то неприличный характер. Уж сколько этих концов было! Одно только бесконечное множество фальстартов давным-давно должно было девальвировать эти сенсации в ноль.
Те формы, которые принимает легенда о всеобщей погибели, тоже не блещут ни изысканностью, ни стройностью. На первом месте сейчас — толкование Большого календаря майя, назначившее конец света на 21 декабря 2012 г. Казалось бы, какое нам дело до древних календарей? С каких пор для нас индейцы стали авторитетами (если не считать сугубо мальчиковых игр)?
Несколько более замысловато и наукообразно выглядит вторая по популярности легенда — о планете Нибиру, которая, оказывается, движется по земной орбите по другую сторону Солнца, и скоро врежется в Землю по причине солнечных колебаний, и всем настанет конец. Вообще-то ближний космос, Солнечная система исследовано-переисследовано. Какие уж там сюрпризы, да еще таких размеров, да на околоземной орбите? Не 1950-е годы на дворе.
При этом граждане нашей страны имеют в своей жизни массу серьезнейших проблем и нередко подвергаются вполне реальным опасностям. Жить у нас последние четверть века несладко, скучать не приходится. Да, если уж на то пошло, и в западных странах своих проблем хватает: мировой кризис в разгаре. Какая нужда в дополнительных потусторонних угрозах?
Но вот поди ж ты! Умудряются некоторые из нас аж послания получать с Нибиру, а проблема календаря майя так захватила мир, недавно и премьер Австралии, очень милая дама, торжественно заверила своих граждан, что они конец света переживут — правда, это была высочайшая шутка.
За 15 суток до конца света в московском пресс-центре “Росбалта” также состоялся круглый стол, посвященный близкой для всех нас кончине и вопросу о том, кому все эти страсти-мордасти выгодны. Четверо гостей-интеллектуалов на инициативу агентства откликнулись охотно и поговорили содержательно, в живой тональности.
Для начала директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и ученый секретарь центра “Религия в современном обществе” Института социологии РАН Марина Мчедлова отметили самый простой и “приземленный” факт: слухи о конце света повышают потребление, объемы продаж. Не гробов, прежде всего, а продуктов, промтоваров и путевок. Предчувствуя близкий конец, многие перестают сберегать, снимают деньги со счетов, дабы напоследок повеселиться, ни в чем себе не отказывая.
“Когда людей сильно пугают, они начинают запасать”,— констатировал опытный экономист Михаил Делягин. Отметив заодно, что многие небогатые обыватели “запасаются консервами и водкой”, что уже вовсе иррационально: ни то ни другое на тот свет с собой не прихватишь. Не война объявлена, не революция, напасть совсем иного характера. Однако рост потребления не обязан быть совсем уж рациональным: как считает Марина Мчедлова, его стимулирует и сам страх смерти.
Естественно, многим производителям товаров и услуг все это оказывается выгодно. Все же Делягин предостерег от слишком прямолинейной версии, будто сами жуткие слухи распускают какие-то объединения капиталистов. Для того, чтобы таким образом объять мир, у них недостаточно сил.
Не в том дело. Рождение слухов и страхов в мировых масштабах — процесс, далеко не изученный, покруче Солнечной системы будет. Представлять дело так, что все слухи распускаются из какого-нибудь “масонского” или “олигархического” гнезда, было бы упрощением. Скорее, нездоровое общество само генерирует слухи, которые отвечают внутренним запросам энного числа из нас.
Делягин, например, вспомнил, как пару лет назад в существовании Нибиру и в неизбежном и скором столкновении ее с Землей его убеждал руководитель строительной фирмы, помогавшей ему строить дом. Когда же экономист попытался уточнить, почему сия планета обязательно в нас врежется, если она за такой немереный срок этого не сделала, собеседник “так обиделся!”
Политолог-традиционалист Валерий Коровин, пользуясь случаем, подчеркнул, что все нынешние страсти вокруг конца света имеют место именно в современном мире — и ничего удивительного здесь нет. Ибо живем мы в мире, который не только давно утратил традиционные уклады жизни, но уже и великую идею модерна, просвещения, которая эти традиции в свое время разрушила.
Прежний, средневековый человек верил в Бога, и уже поэтому имел четкое понятие о конце света: а именно, что это произойдет (Апокалипсис — интегральная часть Библии), после чего все люди предстанут перед Страшным судом. И это представлялось совершенно естественным и правильным. Когда все это случится — никому не известно, и любопытство такого рода в Средние века не поощрялось.
Эпоха Возрождения и Просвещения очень сильно поколебала европейскую религиозность, и постепенно начало складываться “потребительское общество”: “цель модерна — рай на Земле”. Правда, на пути к этому потребительскому раю лежала первая половина ХХ века с ее мировыми войнами и катаклизмами. По мнению Валерия Коровина, и коммунизм, и фашизм суть учения “эсхатологические” — они предсказывают так или иначе “конец истории” и воцарение лучшего из миров навеки.
Что же теперь, когда это все в прошлом? Сегодня, как отмечает политолог, на дворе “эпоха постмодерна” — общество, в котором выпало жить нам, по большей части лишено смыслов и целей. Очень многие люди, неудовлетворенные таким порядком вещей, обращаются к религии и традиционным ценностям, — естественно, с точки зрения Валерия Коровина, это безусловное благо. Однако есть и другой поток – те наши современники, кого не может устроить пустая потребительская жизнь, но только вместо веры отцов они заполняют мозги чудовищной кашей из обломков всех возможных учений. Вот там-то и оказались в моде Нибиру и календарь майя, а завтра будет что-нибудь еще. Тот простой факт, что конец света опять не состоялся, никого совершенно не смутит.
Собеседники во многом согласились с картиной, нарисованной Валерием Коровиным, не торопясь лишь согласиться с его собственным выбором в пользу традиционализма. По мнению Михаила Делягина, “для большинства людей мышление и религия не совпадают”. “Эсхатологизм русского человека никуда не делся,— отметила Марина Мчедлова.— Но современные интерпретации конца света уже не связаны с Богом”.
Четвертый участник беседы, доктор военных наук Сергей Зенкевич также выступал на стороне реализма и прогресса. Однако, по его мнению, конец света как раз вполне возможен — и никаких “чудес” тут не требуется. Начать с того, что Земля действительно может столкнуться с космическими телами, и здесь нет нужды изобретать мифические планеты Нибиру. Есть, например, совершенно реальный околоземный астероид Икар, который периодически сближается с Землей, так что в 1968 г. ведущие мировые астрономы всерьез опасались удара — просто об этом никто, к счастью, не стал трубить во всеуслышание и сеять панику. Тогда Икар благополучно прошел мимо, но, как говорится, еще не вечер.
Другая группа глобальных опасностей — это потенциалы техногенных катастроф, вроде выбросов химического оружия. И здесь, как с горечью отметил эксперт, наша великая страна не делает ровно ничего ни для предотвращения столкновений с космическими телами (тогда как Америка — делает, и много, и даже Китай уже кое-что делает), ни для приведения в образцовый порядок собственных опасных объектов. Зато наша страна активнейшим образом участвует в мировых “авантюрах” — раздувании ложных угроз, к которым Сергей Зенкевич относит и глобальное потепление, и страсти вокруг озонового слоя. Поскольку на этом крепко наживаются целые группы мировых элит.
Как заодно напомнил эксперт, гражданской обороны в России уже давно нет. В данной связи один из присутствующих журналистов заявил, что он лично участвовал в последних учениях гражданской обороны в московском метро. Коллега, перед тем как увлечься журналистикой, в молодости работал машинистом метро. Как он рассказал, в 1983-м, андроповском, году была проверена работа герметических ворот, способных изолировать станции от внешнего зараженного мира. А поездные бригады обязали после обычных рейсов проехать один маршрут в противогазах. Что было не особенно приятно, но все же в какой-то мере занимательно.
Больше таких мер никто из нашего руководства не предпринимал — по имеющимся сведениям, все герметические ворота давно заржавели. Впрочем, к теме конца света все эти мирские дела уже прямого отношения не имеют. Что же касается надвигающегося на нас 21 декабря, то, как напомнил Михаил Делягин, это очередной день рождения Сталина — и того с нас довольно.