Происшествия

Какие уроки мы можем вынести из трагедии в “Караване”?

Почему не могут найти убийцу, лицо которого видит вся страна? Какое мышление должно быть у человека, который прячет в кармане боевой пистолет и при этом ворует мелочь, на которой легко попасться? Правильно ли действовала охрана гипермаркета или допустила ошибку? В конце концов насколько мы с вами защищены в магазинах, которые посещаем каждый день?

На эти и ряд других вопросов искали ответы участники круглого стола в редакции “Комсомольской правды” в Украине”.

ПОСТАВИТЬ СУПЕРБОЙЦОВ ВО ВСЕ СУПЕРМАРКЕТЫ НЕВОЗМОЖНО

– Представители “Каравана” публично заявляли, что их охрана действовала правильно и профессионально. В то же время многие эксперты, к которым обращалась “Комсомолка”, усматривают ряд ошибок…

Игорь НИКОЛЕНКО, президент охранной корпорации “Сириус”.

Игорь Николенко (И. Н.): – Я считаю, что охрана поступила достаточно профессионально. К сожалению, на этой трагедии сейчас многие пытаются пропиариться, пролоббировать интересы. Кто-то говорит, что если бы там были более обученные люди, они бы справились. Кто-то заявляет, что если бы у охранников было огнестрельное оружие, преступника задержали бы…
Просмотрев видео, я могу оценить, что, как для охраны супермаркета, подготовка ребят и их действия правильны. Они действовали в соответствии со своей инструкцией. Конечно, есть люди более тренированные – это уровень телохранителей. Но извините, телохранители требуют совсем других зарплат. Поставить идеально подготовленных бойцов во все супермаркеты невозможно. Охранники правильно сделали, что увели вора в свое помещение, а не начали досмотр в зале, где было множество взрослых и детей. Во всех супермаркетах – и в Украине, и за границей – действует такая инструкция. А к тому, что произошло потом, никто не был готов. Это первый случай в Украине, чтобы за флешку хладнокровно расстреляли четверых людей.

Владимир ПОЛИЩУК, руководитель Управления по связям с общественностью МВД Украины.

Владимир Полищук (В.П.): – Министр внутренних дел на последнем брифинге говорил, что действия охранников нужно проанализировать, нужно собрать экспертный совет, просмотреть инструкции, которые были у сотрудников гипермаркета. Возможно, они действовали так, как определила администрация торгового центра. Можно спорить по поводу специальной подготовки этих людей, но видео свидетельствует, что они не растерялись, пытались бороться с человеком, который стрелял. И это происходило в замкнутом пространстве.
Работники милиции, которым приходилось использовать огнестрельное оружие, понимают, какой шок возникает у человека, когда рядом или в него несутся пули. Парни в меру своих навыков пытались задержать преступника. Но все еще надо проанализировать. Думаю, после выводов экспертного совета будут определенные рекомендации, возможно, к ним прислушаются наши законодатели.

НЕ ПСИХБОЛЬНОЙ, НЕ НАРКОМАН

– Можно считать нормальной психику человека, который носит боевое оружие, за которое ему грозит 7 лет тюрьмы, и рискует быть задержанным за мелкое воровство?

Светлана НЕТРУСОВА, психиатр, завотделением городской психоневрологической больницы № 1.

Светлана Нетрусова (С. Н.):
– Просматривая видео, не могу сказать, что этот человек страдает психическим заболеванием или был в наркотическом опьянении. Обычно, если больной, страдающий психическим заболеванием, попадает в общественное место, он убивает людей публично и немотивированно, то есть делает это беспричинно с точки зрения здравого человека. В этом случае мы видим, что преступник до последнего момента не начинал стрелять, пока не понял, что уйти ему не позволят и ему грозит задержание. И стрелял он, по-моему, достаточно хладнокровно и профессионально.

– Почему стрелка до сих пор не удалось поймать? Милиция не может найти след?

В. П.: – Он, наверное, был подготовлен для совершения какого-то другого преступления, возможно, имел проблемы с законом и раньше. Про это свидетельствуют некоторые технические показатели оружия, которое он использовал. У него была специальная насадка к пистолету, которая должна была улавливать гильзы (гильзоулавливатель отскочил и остался на месте преступления. – Прим. ред.). Понятно, что человек, который совершил такое, будет делать все, чтобы не попасть в поле зрения граждан, которые видели его по телевидению, тем более работников милиции. Мы знаем, что есть преступления, которые не раскрываются годами. Поверьте, делается все, чтобы найти преступника. Мероприятия не ограничиваются территорией Киева, они ведутся по всей Украине. Начальники облуправлений на местах получили от МВД специальные инструкции.

В комнате охраны “Каравана” за несколько минут до расстрела

С. Н.: – Допускаю, что этот человек был обучен владению оружием, может, даже в преступной среде. Но сейчас зачастую и обычные люди могут иметь оружие при себе с целью самозащиты. Те, кто страдает заниженной самооценкой и повышенной обидчивостью, предполагая, что их где-то могут оскорбить, унизить и придется защищаться, могут применить оружие импульсивно, то есть в состоянии аффекта, переоценив опасность ситуации. Поэтому хотелось бы сказать о том, что общество нужно обезопасить от показа сцен насилия, чтобы не способствовать возникновению дополнительных страхов, которых и так предостаточно в нынешнем обществе. То, что произошло – ужасно. Но это не значит, что все должны бежать покупать пистолеты для самообороны и не ходить в магазины. Мыслить нужно позитивно!

ОХРАНА СТАНЕТ ОПАСНЕЕ

– Бывшие охранники супермаркетов после этого случая делились с “Комсомолкой” наболевшим. По сути, они являются заложниками ситуации, им спускают “план по ворам”, заставляют выбивать из них пятикратную стоимость товара. Отсюда возможны нарушения, конфликты.

Владимир ДЕМЯН, председатель независимого профсоюза “Захист праці” супермаркетов Metro.


Владимир Демян (В. Д.):
– Согласно Кодексу об административных правонарушениях охранник не имеет права проводить досмотр подозреваемого, оно предоставлено исключительно работнику милиции. На месте родственников погибших я бы подал на “Караван” в суд. Они действовали по инструкции. Но что значит инструкция, которая противоречит законодательству?
Исходя из моего опыта общения со службами безопасности, скажу, что уровень охранников низкий. По отношению к покупателям я не раз видел хамство, даже если человек абсолютно не виновен. Охранным структурам фирм, которые посещают много людей, необходимо привести свои инструкции в соответствие с законом. Ну и законодателю надо подумать, как обеспечить безопасность самого охранника.

18 октября вступает в силу закон, который расширяет полномочия охраны, дает ей право на средства самозащиты, даже оружие, на самый досмотр подозреваемых. После трагедии в “Караване” люди опасаются, что с ними будут обходиться жестко.

В. П.: – Этот закон готовился давно, но всегда имел противников. То, что он принят и вступает в силу, это правильно. И никакой опасности он не несет. Будет шесть уровней аккредитации охранных структур. Только на самых высоких уровнях – это те, кто сопровождает ценные грузы, осуществляет инкассацию, охраняет банковские учреждения, возможно, гипермаркеты, – будут иметь право использовать травматическое оружие. Боевое исключено. Только травматические. Но лицензию, дающую право носить травматику, фирмы получат не просто так, а после обучения своих сотрудников в специальных центрах.

И. Н.: – Неправильно говорить, что охранные структуры получат больше полномочий. Просто упорядочивается и узаконивается каждое действие. Сектор охранного бизнеса существовал, а правил, по которому он работал, не было. Теперь они будут. Закон об охранной деятельности позволяет использовать элементарные спецсредства защиты.
Что касается досмотра, то зачем охрана, если она не может задержать и обыскать? Да, по закону нужно вызывать милицию, но знаете, сколько в крупных супермаркетах за день таких случаев, когда человек что-то взял или показалось, что он взял? В одном только “Караване” за день случается 10 краж и столько же подозрений! Как правило, все решается на месте. Милиции не хватит на все супермаркеты, если придется выезжать на мелкие инциденты.

НА КНОПКУ НАЖАЛИ СЛИШКОМ ПОЗДНО

– Допустим, новый закон упорядочивает работу охранных структур. Но охрана в супермаркетах обычно не имеет лицензии. Насколько мне известно, то же самое было и в “Караване”.

В. П.: – Да, на самом деле их вряд ли можно считать охранниками, потому что это даже не частная охранная структура. Их набирали как обычных сотрудников – продавцов, менеджеров. Другое дело, что есть современные методы реагирования, которыми такая служба безопасности может пользоваться. Если оператор видеонаблюдения в супермаркете видит воровство, по нашему законодательству тут уже надо вызывать милицию – нажимать кнопку тревожного вызова, которая выведена в централизованный пункт Государственной службы охраны. Две – четыре минуты, и вооруженные люди в бронежилетах приезжают на место и действуют соответственно ситуации. Если бы так поступили в “Караване”, возможно, такой трагедии и не было бы. Сигнал тревожной кнопки дошел до ГСО через 10 минут после того, как все произошло. Сначала, насколько мне известно, звонили по телефону, выясняли, где эта кнопка… Там большая путаница. Каким образом действовали люди, которые вызывали милицию, тоже проверяют.

И. Н.: – Хочу подчеркнуть, что не надо делать крайними охранников, службу безопасности “Каравана”. То, что они не прошли обучение, не их вина, они пострадали. Любой лицензированный охранник, попав в такую ситуацию, не факт, что смог бы противодействовать. Сотрудник милиции в небольшом помещении тоже не факт, что за доли секунды успел бы вытащить пистолет и стрелять в нужную сторону.

– Какие средства защиты имеют или будут иметь охранники, работающие в супермаркетах без лицензии?

В. П.: – Они имеют те же права, как и любой гражданин: например, на пневматический пистолет, который в свободной продаже. Что касается задержания, то каждый гражданин, если увидел, что совершается преступление или правонарушение, имеет право вызвать милицию и удерживать человека до ее приезда. Но хочу повторить, что случай в “Караване” будет внимательно изучен экспертами, и в закон, возможно, будут внесены изменения.

ПОКУПАТЕЛЕЙ ТОЖЕ ОБЯЗАНЫ ЗАЩИЩАТЬ

– Должна ли служба охраны супермаркетов защищать покупателей? Наши читатели жалуются, что у них случались кражи, но охранники не реагировали, даже не хотели вызвать милицию.

В. Д.: – Эта проблема есть. И они не защищают не только покупателей, но и своих сотрудников. Я неоднократно был свидетелем того, как покупатель чуть ли не бросался на кассира, продавца. Прошу охранника, чтобы он вызвал милицию, подмогу. А он отворачивается: мое дело – товар, и точка.

И. Н.: – Охрана любого супермаркета должна следить не только за тем, чтобы не воровали товар, но и за порядком в пределах торгового центра. Кроме того, охранник – это в первую очередь гражданин Украины. А обязанности любого гражданина Украины в случае, если он заметит правонарушение, попытаться ему противодействовать. Если человек заявляет, что у него украли кошелек или телефон, охранник обязан вызвать милицию и оказывать ей содействие в раскрытии преступления.

В. П.:– У нас есть положительные примеры сотрудничества со службами безопасности многих гипермаркетов. Когда случаются кражи или другие преступления, обращаемся к администрации за видеонаблюдением, которое потом передается следователям. Охранники – первые люди, у которых работники милиции берут показания, чтобы раскрыть преступление.

Елена Каденко