Происшествия

«Им все равно, кого сажать» – тот, кто отсидел вместо маньяка, не верит в справедливый суд в Украине

Украинец Максим Дмитренко, которого держали за решеткой за чужие преступления, не получил за это компенсаций. Он и не верит, что может добиться справедливости в Украине.

Максима задержали 1 октября 2004 года и обвинили в убийствах и изнасилованиях, в которых позже признался серийный убийца Сергей Ткач, известный как «пологовский маньяк». А отпустили Максима Дмитренко только этой весной, только через две недели после оправдательного приговора Высшего специализированного суда.

О том, как Дмитренко пытали правоохранители и тюремщики и почему его заставили взять вину на себя, он рассказал в интервью Радио Свобода.

– Максим, что вы чувствовали, когда вас схватили и обвинили в убийстве с изнасилованием, которого Вы не совершали?

– Это шоковое состояние, ты не понимаешь, что с тобой делают и с какой целью. Тебе пытаются просто накинуть то, чего ты не делал – дожимают любыми способами.

– А почему из всех жителей города Пологи Запорожской области милиция выбрала именно вас?

– Сначала дожимали другого подозреваемого, не давали ему инсулина, пока его не забрала скорая. Тогда взялись за меня. Я даже не представляю, по каким принципам происходил «отбор кандидатов». Я просто зашел в кафе вечером. Просто попал «не в то время и не в то место».

– Как с вами обращались, когда задержали? Применяли к Вам пытки?

– Да без этого не бывает, когда на тебя вешают чужое убийство. Есть множество методов, их используют в милиции, продолжают – в следственном изоляторе. Это «пресс-хаты» – когда помещают в камеру, где над тобой издеваются соседи. Любимый их метод – противогаз (одевают и не дают дышать), «ласточка» (когда привязывают к какой-то опоре в неудобной позе, пока не начнут болеть суставы). Били, само собой. Но физическую боль до какого-то предела можно терпеть, моральное давление – намного страшнее. Я 37 суток провел в следственном изоляторе временного содержания в Пологовском райотдел. Условия там ужасные. То есть, дали команду найти и посадить. Нашли, посадили. Кого именно – какая им разница?

– В следственном изоляторе пытки прекратились?

– Почему же? Сначала, как всегда – «пресс-хата», чтобы не вздумал отказаться, чтобы подписал все документы, которые следователь готовит в суд. Если взялись, будут давить до конца. Я не помню, сколько людей тогда умирало в запорожском СИЗО № 10, где меня держали. Когда кто-то умирал, руководство всегда находило, на что списать смерть. Ты держишься до какого-то предела, пока правоохранители или тюремщики не выяснят, чего ты боишься больше всего, или когда просто не хватит сил терпеть пытки. Каждый человек ломается, какой бы она ни была.

– Что вы почувствовали 22 марта этого года, когда узнали, что суд Вас освободил?

– Я не понимал ничего. Утром разбудили, отвели на КПП, а там следователь из Генпрокуратуры. Взял меня в машину и куда-то повез. Я не понимал, что все закончилось, слава Богу. Троих, причастных к моему незаконному аресту и пыткам, задержали, других – ищут. Получу ли я компенсацию? Этим занимается мой адвокат. Но вряд ли можно достичь справедливости в этой стране. Вот посмотрите, известное дело пономарей (речь идет о взрыве в храме 2010 года). Это, опять же, Запорожье, доказательств нет никаких, а люди в СИЗО уже третий год.

Сергей Ткач, так называемый «пологовский маньяк» (еще его называют «Павлоградская маньяком»), признался, что совершил более 30 убийств и изнасилований, есть доказательства его причастности еще к около 80 преступлений. Большинство его жертв погибли в городках Павлограде Днепропетровской области и Пологах Запорожской области. Ткач, как бывший милиционер, знал способы работы милиции и умело заметал следы. Поэтому за его преступления арестовали 12 других лиц, среди них и жителя города Пологи Максима Дмитренко, который под давлением был вынужден признаться в чужих убийствах, но впоследствии отказался от своих показаний. Сейчас Сергей Ткач отбывает пожизненное заключение.

По материалам Радио Свобода
Anna