Шансов спастись у известного певца и музыканта группы "Скрябин" не было — смерть наступила мгновенно.
Об этом заявил подполковник милиции Игорь Тарнапович, которому поручено расследовать дело о трагической гибели в автокатастрофе 2 февраля на автодороге Кривой Рог—Кировоград Андрея Кузьменко. Мы встретились с одним из самых опытных следователей Днепропетровской области, чтобы получить максимально полную, всестороннюю и объективную информацию, касающуюся подробностей этой трагедии.
— Игорь Викторович, в вашей служебной биографии было множество дел. Какое это на их фоне — обычное, сложное, особенное?
— Что касается механизма происшествия, дело обычное. Особенность лишь в том, что погиб известный человек.
— Случайность? Стечение обстоятельств? Злой рок?..
— Насчет рока рассуждать не могу. Могу говорить лишь о том, что определенные технические параметры не позволили водителю выдержать необходимую курсовую скорость автомобиля на данном закруглении дороги.
— Составлена ли некая хронология событий, предшествовавших ДТП — где Кузьменко был до этого, с кем общался, что делал, что говорил, как уезжал из Кривого Рога, почему выбрал дорогу через Лозоватку, вплоть до столкновения с молоковозом ГаЗ-5312? Мог ли Кузьма, к примеру, отвлечься на свою пассажирку, телефонный звонок или сам набирая чей-то номер по мобильнику?
— Исходя из материалов уголовного производства, в частности, показаний артдиректора группы “Скрябин” Ольги Любченко, которая находилась на месте пассажира “Тойоты”, от дорожной обстановки Андрея Кузьменко никто не отвлекал. По телефону он не говорил. Звонков ему не было. С Ольгой не разговаривал тоже.
— Что она в этот момент делала? Спала? Слушала музыку?
— Намеревалась уснуть. Ехала с закрытыми глазами полулежа на откинутом сиденье. С Андреем они в этот момент не общались. Слушала ли музыку, сказать не могу, — об этом мы поговорить не успели. Ответив на несколько вопросов, Ольга отказалась говорить дальше, сославшись на статью 63 Конституции Украины. Такое право у нее есть.
— Где Ольга сейчас? Какое ее состояние?
— После происшествия ее доставили в больницу Кривого Рога, а через два дня перевезли в Киев. Сейчас продолжает лечение. Состояние здоровья удовлетворительное.
— Какие были выдвинуты версии, и что из них отпало?
— Первая и основная — водитель “Тойоты” Кузьменко не справился с управлением на скользкой, незнакомой дороге, имеющей затяжное закругление. Остальные версии второстепенные. Одна из них — технические неисправности транспортных средств (либо “Тойоты”, либо молоковоза, либо обоих). Окончательных выводов экспертиз еще нет. Предварительные исследования на 90% свидетельствуют, что автомобили до ДТП находились в исправном состоянии. Еще одна версия — умышленное либо заказное убийство. Она появилась после сообщения некоего гражданина Дмитрия Ященко в интернете, но какими-либо объективными данными пока не подтверждается. Более того, идет вразрез с ними.
— Почему этого загадочного Ященко, который и в интернете, и одному из российских каналов сообщил о неслучайности аварии, точнее, подстроенном ДТП с участием какой-то черной “Хонды”, нельзя найти и допросить? Это же легко сделать по IMEI — идентификационному коду мобильного телефона, с которого тот звонил! И его номер есть, и вы с Дмитрием разговаривали!
— Не все так просто. Надо обращаться в суд с ходатайством к следственному судье.
— А вы не обращались, или тот не рассмотрел ходатайство?
— На сегодняшний день нет данных радиоразведки. Мы хотим проверить, работал ли телефон в том месте и в тот момент, когда звонил Ященко… В зависимости от информации, обратимся к следственному судье. После нашего первого разговора Дмитрий на звонки не отзывается.
— А проверить всех людей с такой фамилией, и не только в Днепропетровской области?
— Проверяем. Но пока никто из них не идентифицирован как заявивший об умышленном убийстве Кузьменко.
— Продолжите поиск?
— Конечно.
— ДТП произошло недалеко от села Лозоватка. Населенных пунктов с таким же названием в области пять. Можно ли предположить, что Ященко был непосредственным очевидцем трагедии, которая случилась под другой Лозоваткой, а за Кузьму принял не его? Эту версию проверяли? 2 февраля было ДТП с участием белой иномарки, похожей на “Тойоту”?
— Все происшествия фиксируются и заносятся в единую базу. Подобных ДТП в этот день и примерно в это время с похожими автомобилями в Днепропетровской области не было. К тому же Ященко утверждал, что погибшим был именно лидер группы “Скрябин”.
— В интернете было немало высказываний о том, что с Кузьмой могла расправиться власть, которую он жестко критиковал. И сравнивали его гибель с ДТП, в котором разбился лидер Руха Вячеслав Чорновил в 1999-м…
— Об этом пишут в интернете — о причастности власти, сведении счетов. Но я оперирую фактами. В настоящий момент нет оснований утверждать о каких-либо политических мотивах гибели Кузьменко. Исходя из имеющихся данных об обстоятельствах происшествия, думаю, их и не появится.
— Рассматривалось ли воздействие какой-то третьей силы?
— Мы выдвигали и исследовали только реальные, так сказать, приземленные версии. Влияние космоса, прочее в сферу расследования не входит.
— Но могла, к примеру, на этом злосчастном закруглении внезапно выбежать на дорогу собака, кошка?
— Теоретически да. Причиной ДТП становятся животные, люди, какие-то предметы на проезжей части. Но в этом случае зверей, пешеходов, каких-то препятствий на дороге, которые могли помешать движению, не было.
— Снятый Кузьмой на видеоклипе молоковоз один в один похож на тот, с которым он столкнулся 2 февраля.
— Я видел клип на песню “Країна — Руїна”. Кроме молоковоза, там запечатлены другие автомобили. Андрей снимал встречный транспорт, людей, здания. В конце ролика снято здание ритуальной службы. С ним тоже можно проводить какие-то параллели. Но, считаю, что это случайности, совпадения.
— Можно было спасти Кузьму после ДТП?
— Исходя из тяжести полученных телесных повреждений, шансов выжить у него не было. Смерть наступила мгновенно.
— Он не успел среагировать на опасность?
— Не совсем так. На опасность можно среагировать торможением, отворотом руля вправо или влево. То, что Кузьменко среагировал, подтверждает Любченко: в последнюю секунду перед столкновением Андрей закричал. Что именно, она сказать затруднилась.
— Алкоголя в крови Кузьмы не было?
— Согласно судебно-медицинскому свидетельству о смерти, он в крови не выявлен. Окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии в организме и алкоголя, и наркосодержащих веществ даст судмедэкспертиза. Она еще продолжается.
— И водитель молоковоза Сергей Бардась был трезв?
— Его медосвидетельствование не выявило следов алкоголя.
— Писали, что Кузьменко превысил скорость, торопясь в Бориспольский аэропорт на международный рейс?
— Информации о том, куда торопился, и торопился ли, материалы следствия не содержат. Нет показаний на этот счет и от свидетелей. Следствием установлено, что он двигался со скоростью более 100 км в час. Эти данные еще будут перепроверяться. Выводы экспертов говорят, что, в зависимости от значений коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием (рассматривались все возможные значения), с учетом ледяной корки непосредственно на закруглении дороги, безопасной являлась скорость от 45 до 65 км/час.
— По какой статье возбуждено уголовное дело?
— В Единый реестр досудебных расследований уголовное производство внесено по части 2 статьи 286 УК Украины “Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, которое управляет транспортным средством, повлекшее смерть потерпевшего или причинившее тяжкие телесные повреждения”.
— Очевидно, дело будет прекращено, ведь водитель и потерпевший — одно лицо.
— Очевидно.
— Испытывали ли вы как следователь давление сверху, от руководства, политиков, СМИ, интернет-сообщества, друзей, фанатов певца?
— Давления не было. Дело на контроле Главного следственного управления МВД Украины, ГУМВД в Днепропетровской области. Я регулярно отчитываюсь о ходе следствия, о том, что сделано. Но это не давление.
— Ограничено ли следствие процессуальными сроками, дабы прекратить дело либо переквалифицировать на другую статью по вновь открывшимся обстоятельствам?
— Процессуальные сроки, как правило, включают два месяца с момента вручения подозрения. До этого момента сроков нет. Обычно стараемся расследовать дела не более двух месяцев. Бывают и исключения. Так, пострадавший может находиться в больнице более этого срока. И пока не вылечится, по нему ни экспертизу нельзя назначить, ни следственные эксперименты провести, ни другие процессуальные действия выполнить.
— Звезды, к сожалению, гибнут все чаще. Вы не находите в этом какую-то зловещую закономерность?
— Аварии с участием звезд порой обрастают самыми невероятными слухами, инсинуациями. Эти люди на виду, и воспринимаются иначе, чем простые смертные. Хотя если соотнести ДТП, в которых пострадали знаменитости, со всеми остальными, количество первых будет незначительным. Мне кажется, любой, кто садится за руль (конечно, если он не решил покончить жизнь самоубийством посредством ДТП), не желает оказаться ни в роли потерпевшего, ни в роли виновного в происшествии…
— Кузьменко, большого жизнелюба, не заподозришь в том, что он мог решиться сознательно свести счеты с жизнью. Но все-таки эту версию следствие рассматривало? Сообщалось, что на последнем концерте Кузьма просил у всех прощения? Может быть, здесь есть причинно-следственная связь?
— Версия самоубийства не рассматривалась. У Кузьменко было много творческих планов. И не только лететь с дочерью за границу. Он собирался в первых числах февраля посетить украинских пограничников Белгород-Днестровской комендатуры, о чем предупредил бойцов: “Ждите, обязательно буду”. Почему просил прощения, судить сложно. Честно говоря, именно этот фрагмент его концерта я не видел. Возможно, он был выхвачен из контекста, точно так же, как слова Олега Скрипки о том, что “Андрей — это ещё одна жертва войны”. И потом, я расследую дорожно-транспортное происшествие. И даю оценку обстоятельствам происшествия, в данном случае — последним секундам перед ДТП.
— Не исключаете, что это дело, которое, наверное, вы прекратите, потом поручат кому-то другому, и он поведет следствие в ином направлении — как это несколько раз происходило с делом Чорновила?
— Дело, которое сегодня поручено мне, может быть прекращено лишь после завершения всех экспертиз, всех следственных действий и отработки всех возможных версий, которые есть и могут появиться в будущем. Если будут появляться какие-то свидетели, возникать новые обстоятельства, будем их отрабатывать. Но если появится какая-то новая версия, а дело к тому времени будет закрыто, его возобновят. На данный момент велика вероятность того, что дело будет прекращено.
— Сколько и какие экспертизы проведены и сколько осталось?
— Назначены пять — технического состояния “Тойоты”, ГаЗ-5312, транспортно-трассологическая, автотехническая по курсовой скорости на закруглении дороги и судебно-медицинская экспертиза по Кузьменко. В ближайшее время будут назначены также судмедэкспертизы телесных повреждений Любченко, водителя молоковоза, его пассажирки, а также автотехническая экспертиза по механизму происшествия. В процессе следствия может возникнуть необходимость в проведении других либо дополнительных экспертиз. Сегодня есть результаты только одной — автотехнической.
— Все ли было сделано для установлении истины на начальном этапе — при осмотре места происшествия?
— Да. В первую очередь, была зафиксирована обстановка — расположение автомобилей, следовой информации — осколков стекла, пластика, металла, поврежденных деталей автомобилей, отброшенных объектов, царапин.
— Каким был тормозной путь “Тойоты”?
— Правильно — тормозной след. Следов торможения либо бокового заноса на месте происшествия не выявлено.
— И у молоковоза?
— И у молоковоза. Но дело в том, что следовая информация может оставаться не всегда. Это зависит от многих факторов — интенсивности торможения, состояния дорожного покрытия. “Тойота” оснащена системой АВС, которая не позволяет блокироваться колесу. К тому же во время ДТП дорога была обледенелой, а на льду, если покрышки колёс не шипованные, следы не остаются.
— Вы говорите об обледенелости дороги в месте происшествия. Это чем-то официально подтверждено?
— Да, справкой авиаметеостанции, расположенной всего в километре от места происшествия, участниками ДТП, свидетелями. На момент осмотра, с полным восходом солнца и повышением температуры, дорога уже растаяла, ледяные покровы оставались только в лужах на обочине.
— Мама Кузьменко просила не спекулировать на смерти сына…
— Разделяю и поддерживаю ее просьбу. Хотел бы также призвать не заниматься спекуляциями на гибели певца и не пиариться на трагедии.
— Спекуляции на смерти Кузьмы, считаете, будут продолжаться?
— Трудно сказать. Не хотелось бы. К сожалению, это зависит не от меня.
— Не увидели ли вы, человек очень наблюдательный, доверяющий только фактам, в биографии, жизни и смерти Кузьмы чего-то загадочного, необычного?
— Ничего из перечисленного сказать не могу. Мы с Кузьменко фактически ровесники — у нас всего полгода разница. Росли и взрослели в духе одного времени. Я уважал этого человека отчасти за его творчество, отчасти за его жизненную позицию. И мне кажется, могу судить о нем объективно. А по поводу чего-то необычного… Мистика — не мой профиль.
— Где “Тойота” сейчас?
— По решению суда, она находится на территории Криворожского райотдела милиции. После всех экспертиз ее вернут родственникам Кузьменко.
— Как? Разве иномарка после такого ДТП подлежит восстановлению?
— В любом случае, права на нее принадлежат семье погибшего. А как ею распорядиться, решать родным владельца. Это частная собственность. Пока что “Тойота” является вещдоком по делу. Как и молоковоз.
— Вам самому песни “Скрябина” нравятся?
— Я с уважением относился и к группе “Скрябин”, и к Андрею Кузьменко. Очень большим поклонником назвать себя не могу, но песни мне нравились.
— Вам в настоящее время все ясно в этом деле? Или остаются вопросы?
— У меня есть основная версия, о которой уже говорил и которой придерживаюсь. Параллельно отрабатываем и другие. До проведения всех без исключения экспертиз окончательного решения принимать не будем. Точку пока не ставим.