Происшествия

Аналитик: На нефтебазе БРСМ может повториться «васильковская трагедия»

Пожар на васильковской нефтебазе группы компаний БРСМ в 2015 году стал крупнейшим в истории Украины и унес жизни шести человек. Несмотря на это, вторая нефтебаза БРСМ в селе Переяславское Киевской области сегодня функционирует с десятками грубых нарушений пожарной безопасности.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. Автор отмечает, что 22 декабря 2015 года районные пожарные провели плановую проверку объекта, а точнее, двух — нефтебазы и газонаполнительной станции (ГНС). Акт проверки для первой содержит 51 пункт нарушений, которые срочно требовалось устранить, для второй — 56 пунктов нарушений.

По словам Куюна, суть этих предписаний можно описать кратко — “второй Васильков”.

Автор называет ключевые нарушения, зафиксированные пожарными:

— не обустроены проезды для пожарных машин (нет возможности подъехать к объекту тушения, — здесь и далее примечания автора);

— нет переездов железнодорожных путей для пожарных машин;

— расстояние от стенок резервуаров с нефтепродуктами до края автомобильных проездов менее 9 м (в случае возгорания дорогой нельзя будет воспользоваться);

— расстояние от места забора воды пожарными автомобилями до резервуаров — менее 40 м (при возгорании резервуаров пожарная машина не сможет подъехать и находиться у пожарного резервуара с водой);

— нет обвалования наземных резервуаров либо ограждающей стенки из негорючих материалов (топливо из горящих и рядом стоящих резервуаров беспрепятственно растекается, усложняя тушение пожара);

— не обеспечено обновление противопожарного запаса воды на протяжении более 24 часов;

— нефтебаза не обеспечена запасом пенообразователя;

— руководящий состав объекта не прошел обучение на курсах гражданской обороны;

— система раннего оповещения аварийных ситуаций не подключена (также, как не была подключена она в “Виктории” (детский лагерь “Виктория”, где в результате пожара погибли трое детей – ред.).

По словам Куюна, произведенная Центром поддержки аэроразведки летом 2017-го аэровидеосъемка переяславской нефтебазы и ГНС свидетельствует: за прошедшие два года БРСМ так и не устранила ключевые нарушения безопасности.

Отмечается, что для профессиональной оценки видеоматериала были привлечены действующие и бывшие функционеры ГСЧС, а также специалисты по строительству нефтебаз.

Так, на видеоматериалах видно, что вокруг двух их трех резервуарных парков отсутствует проезд для пожарных машин, а судя по замечаниям от 2015 г., тот парк, где проезд есть, не отвечает требованиям по расстоянию до резервуаров. Пожарные машины не смогут подъехать.

На съемке отчетливо видно, что ни один из трех резервуарных парков по-прежнему не обвалован. Автор подчеркивает, что Василькове это максимально усложнило тушение пожара.

Отснятый материал позволяет заметить также проблемы с пожарным водоемом. Прежде всего, обращает на себя внимание небольшой объем резервуара. Согласно расчетам одного из экс-спасателей на основе действующих нормативов, на этой нефтебазе должен быть запас воды в объеме 1410 кубометров. Куюн отмечает, что внешне небольшой резервуар слабо напоминает требуемый по объему в соответствии с нормативами, хотя лучше об этом должна сказать документация базы. Кроме того, никакого оборудованного подъезда или площадки у пожарного резервуара нет, поэтому в случае аварии подъехать к нему будет проблематично.

Видеоматериалы с большой степенью уверенности позволяют утверждать, что на базе должным образом не оборудованы автомобильные переезды через железнодорожные пути. Кроме того, полностью очевиден факт отсутствия твердого покрытия для проезда пожарных машин, которые в случае дождя просто увязнут в грязи.

Куюн подчеркивает, что подобне “переяславы” могут нести огромную опасность прежде всего для пожарных в случае возникновения чрезвычайной ситуации — условий для эффективного и безопасного тушения пожара нет.

“Что будет говорить “пожарное” и прочее начальство и кого назначат виновным, если снова беда? Почему у пожарных проблемы с памятью и со зрением? Неужели деньги снова мешают увидеть очевидное?”, – задается вопросом аналитик.

helen