Фирташ вечен, как сам “Газпром”.
Россия демонстративно воюет с Виктором Януковичем и не менее демонстративно помогает зарабатывать украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу. Потому что он свой.
Покупателем газа по сниженной “Газпромом” цене,анонсированной президентом России Владимиром Путиным, оказался вовсе не “Нафтогаз Украины”, а концерн Ostchem, принадлежащий не кому-нибудь, а именно что Дмитрию Фирташу.
По большому счету, этот концерн – перелицованное “РосУкрЭнерго”, великий газотрейдер, при Леониде Кучме и Викторе Ющенко являвшийся единственным поставщиком газа – как бы центральноазиатского – на украинский рынок. Центральноазиатский газ окончился, как и Ющенко, но при Викторе Януковиче газотрейдер из посредника превратился в покупателя, которому предоставляют сногсшибательные скидки.
И почему я этому не удивляюсь, скажите мне? Почему этому вообще нужно удивляться, когда люди, составляющие группировку “РосУкрЭнерго” в украинской власти, всегда были куда в большей степени частью российской энергетической структуры, чем украинской государственной и предпринимательской машины, если они ориентируются в кабинетах в “газпромовском” особняке на Наметкина лучше, чем в собственном офисе на бульваре Леси, если даже сам российский президент – как это было при встрече Владимира Путина с Николаем Азаровым – не совсем понимает, с какой такой стороны должен располагаться наш главный энергетический переговорщик – вице-премьер Юрий Бойко.
А я понимаю, с какой стороны – со стороны интереса. Со стороны выгоды. Именно поэтому даже сейчас, когда Владимир Путин и его “газпромовское” братство обдумывают, как бы побольнее ущучить Виктора Януковича перед Вильнюсом, на Дмитрия Фирташа его праведный гнев собирателя советских земель не распространяется. Потому как интерес важнее любых ассоциаций и Таможенных союзов, он – свой, настоящий, пропагандистским изыскам не подверженный.
И Фирташа обижать не стоит, он еще пригодится – поэтому нужно дать ему не просто выжить, но и заработать – а он и его друзья на высоких должностях не останутся в долгу перед Владимиром Владимировичем, чтобы там с Украиной не случалось. Они доказали это при Кучме, доказали при Ющенко, показавшимся в Кремле низвергателем основ, но нашедшим общий язык с “РосУкрЭнерго”, доказывают при Януковиче – и будут стараться быть не лишними при его преемнике. Кинематографический Мюллер говорил о себе, что он вечен, как сам сыск. Фирташ вечен, как сам “Газпром”.