Эксперты рассказали, как можно преодолеть энергетическую зависимость от России.
Премьер Николай Азаров на прошлой неделе заявил, что в ближайшие несколько лет Украина сможет полностью отказаться от импорта российского газа, если нынешние контракты не будут пересмотрены. “При такой цене на газ мы сокращали и будем сокращать, а в перспективе, и это не пустые слова, Украина вообще откажется от закупок газа по такой цене”, – сказал глава правительства.
Опрошенные “Главредом” эксперты считают это заявление довольно смелым, однако прогнозируют, что отказаться от российского газа Украина сможет не раньше, чем через десять лет. Причем для этого понадобятся существенные финансовые вливания.
Богдан Соколовский, бывший уполномоченный Президента Украины по вопросам энергетической безопасности:
“Заявление Азарова, как минимум, было преждевременным. Потому что серьезные государства и государственники как можно дольше пытаются сберечь свои запасы и при этом закупать на рынке доступные по цене запасы других стран. Собственно, сейчас мы находимся именно в такой ситуации. Поэтому странно слышать от Азарова то, что он говорит. Вместо того, чтобы говорить о сокращении потребления газа, он дразнит россиян, заявляя, что мы откажемся от покупки их газа.
Может, и так. Все сводится к тому, что мы сами можем себя обеспечить, а потому можем отказаться от любого импорта. Хотя, возможно, целесообразнее было бы сохранить газ на будущее, для будущих поколений, а пользоваться пока чужим.
Если же Азаров думает, что это информационная кампания против России, то ему достаточно унизительно уже ответила всего-навсего начальница отделения информации “Газпрома”. Было ли когда-то так, чтобы премьеру отвечала пресс-секретарь? Вообще, Азаров много говорит о газе, но мне кажется, что он в этом совершенно не разбирается, но говорит.
После подписания соглашения с ЕС я не предвижу каких-то усложнений в отношениях России и Украины, потому что для этого нет никаких оснований. Наше сотрудничество с Россией изменится, не радикально, но изменится, после подписания этого документа. Наши отношения станут более открытыми и более прагматичными. И, в целом, такие отношения будут более выгодны и России, и Украине. Однако Кремль сегодня очень непредсказуем, так что от него можно ожидать всего. Но для ухудшения отношений нет никаких оснований.
До саммита Россия еще может использовать газовые вопросы для давления на Украину. Если советники насоветуют Путину вопрос газа, то он его использует, но все равно проиграет. Россия еще будет использовать разные способы влияния, но все они будут обречены”.
Геннадий Рябцев, заместитель директора научно-технического центра “Психея”:
“Несколько лет” могут значить и десятилетие. Потому премьер-министр не сказал ничего такого, что можно было бы отрицать. Если бы он сказал, что через четыре года “тут будет город-сад”, тогда можно было бы поспорить. А так, если в украинскую энергетику и добычу ежегодно будет вкладываться как минимум 4-5, а лучше 10, миллиардов долларов, тогда мы сможем в 2020 году полностью отказаться от закупки российского газа. Но для этого нужно вкладывать средства и способствовать притоку соответствующих инвестиций, то есть создавать льготные режимы для тех инвесторов, которые будут способствовать развитию добывающей промышленности.
Газ всегда был для Российской Федерации средством политического влияния. Потому подписание договоренности об ассоциации с ЕС может повлечь соответствующие действия со стороны России. Те, кто говорит, что Россия не будет прибегать ни к каким действиям и мерам, не разбираются в вопросе. В любом случае, подписание Соглашения об ассоциации приведет к ухудшению отношений со странами Таможенного союза. Это однозначно. Потому что нельзя сидеть на двух стульях сразу и ожидать, что все к нам будут добры.
Не думаю, что будет какая-то блокада или дополнительные преграды для украинских товаров. Однако следует взвесить все вопросы и быть готовыми к повышению пошлин (как на ввоз, так и на вывоз) на границе между Украиной и странами ТС. Также проекты, которые сейчас ведутся совместно, могут быть пересмотрены. Не скажу, что их заморозят, или они будут приостановлены. Но если мы повернулись задом к России, не думаю, что наша соседка будет на это просто смотреть.
Россия до саммита будет использовать все возможности, в том числе и газ, и разные политические силы внутри страны, которые выступают против подписания Соглашения об ассоциации, и любые экономические рычаги влияния. И, опять-таки, ко всему этому нам просто нужно быть готовыми, чтобы это не стало неожиданностью.
К сожалению, сегодня власть скрывает негативные последствия подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Почему-то считается, что сразу увеличатся объемы инвестиций в украинскую экономику со стороны стран Евросоюза. Однако пока Украина не станет членом европейского сообщества. Она всего лишь подписывает Соглашение об ассоциации. Это совершенно разные статусы. Однако когда говорят, что увеличатся инвестиции с Запада, забывают, что при этом сократятся инвестиции с Востока, причем очень существенно. Думаю, что российским компаниям будет рекомендовано сократить объемы торговли и взаимодействия со странами, которые подпишут соглашение с ЕС (речь идет не только об Украине, но и о Молдове). Так что негативные последствия подписания Соглашения об ассоциации с ЕС будут существенными, и ими не стоит пренебрегать”.
Валерий Боровик, глава правления Альянса “Новая энергия Украины”:
“Заявление премьер-министра нереалистично, потому что на протяжении нескольких лет у нас еще “не выстрелят” те проекты, которые могут существенно повлиять на уменьшение употребления российского газа.
Каким образом можно диверсифицировать поставки и добычу энергоносителей? Во-первых, это энергосбережение и энергоэффективность. Все эффекты, которые мы можем ожидать по этим мероприятиям, можно ожидать не раньше пяти лет. Нужно время на имплементацию этих проектов, их окупаемость и существенное снижение потребления природного газа.
Во-вторых, газ собственной добычи. Ну не произойдет за два года резкого скачка добычи традиционных энергоносителей. Максимум – она может увеличиться на 5-10%. Потому что нет вложений и резких движений, которые могло бы делать государство для привлечения инвестиций.
В-третьих, терминал LNG – говорят, что в следующем году может заработать оффшорный терминал. Но его нужно потихоньку загрузить, отработать процесс, на что уйдет также до пяти лет.
В-четвертых, сланцевый газ. Через два-три года компании только скажут, когда пробурят 15-30 скважин, есть ли тут достаточные объемы, интересные для коммерческой добычи, и сколько это будет стоить. А сейчас все это просто гадание на кофейной гуще.
В-пятых, альтернативные источники энергии, а также нетрадиционные источники (например, газ метан, развитие добычи на шельфе и т.д.) – все это в разрезе 5-10 лет.
Так что только через пять лет мы сможем говорить о возможности отказа от монопольного положения “Газпрома” на украинском рынке газа из-за границы. На сегодняшний день это заявление, скорее всего, было направлено в уши российской монополии для уменьшения базовой ставки цены на природный газ.
За эти годы еще посмотрим, как поведет себя спотовый рынок. На сегодняшний день Словакия не дала согласия на прокачку газа. Хотя, я надеюсь, что Украина все-таки этого добьется сотрудничеством с европейским сообществом – чтобы Словакия выполнила свои обязательства как член Энергетического сообщества.
Весь этот комплекс может привести к энергетической независимости Украины, но при очень четких и целенаправленных действиях. Потому речь идет не о нескольких, а о 5-10 годах.
Что касается сотрудничества Украины и России после подписания соглашения с ЕС. Прежде всего, нужно дождаться, чтобы украинская власть довела это дело до конца, и соглашение было подписано. Президент России заявил, что это никак не повлияет на отношения с Украиной. Думаю, это не так – повлияет, и очень существенно. Будут и “торговые войны”, могут быть и проблемы с поставками газа (несмотря на подписанные контракты), могут быть проблемы и с ценообразованием, и с выставлением штрафных санкций.
Приведет ли это к серьезным последствиям – будет зависеть от политики России и защитных барьеров Украины. Думаю, Украину будут пытаться наказать за вольность на территории, где Россия хочет иметь контроль над странами СНГ, и, вероятно, наказать президента. Будут выборы, и уже очевидно, что Россия не будет ставить на действующего президента, а будет искать альтернативу. Все это увидим и в экономической, и в политической плоскости однозначно в следующем году, если не в этом.
Россия уже утратила все “методы кнута”, потому что уже передавили, и началось “ах вы так, значит, мы – так”. Остаются только “пряники”. Уже появился перечень вопросов, по которым Россия может пойти навстречу Украине. Наши руководители задумались. Потому я и говорю, что хорошо бы хватило политической воли довести дело до конца. В том числе нужно, чтобы и со стороны Европы все было в порядке – ведь взятые на себя Украиной обязательства не выполнены. Так что не думаю, что до ноября возможно “газовое” давление. Иначе это будет агония, потому что все понимают, что на позицию Украины это кардинально не повлияет. Потому сейчас будет период лести и “пряников”, а также запугивания цифрами и словами, а не действиями”.