Новости экономики

Операторов связи ждет борьба за каждого пользователя

Среди основных тенденций развития телекома в Украине называют насыщение рынка голосовой мобильной связи, бурный рост услуг ШПД (широкополосного доступа) и падение объемов фиксированной связи

О том, что может ждать украинскую связь в 2010 году, когда украинцы получат возможность “попробовать” 3G и 4G, а также о тех районах Украины, где связь вообще отсутствует, корреспондент ЛІГАБізнесІнформ говорил с членом Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС), бывшем главой этой комиссии (2007-2008 гг.) Владимиром Зверевым.

– По данным, озвученным НКРС, за прошлый год в Украине объемы услуг ШПД существенно выросли, фиксированная связь упала, а мобильное развитие достигло насыщения (уровень проникновения мобильной связи составляет 121% – прим. ред.). Что думаете относительно дальнейшего развития рынка связи?

– Что будет в этом году? Тенденции сохранятся. Если лицензии на связь 3G будут выданы, то рынок мобильной связи непременно оживет, поскольку появятся дополнительные сервисные приложения, новые возможности использования мобильных устройств и, в конечном счете, новые услуги.

То есть, оживление начнется не из-за того, что абоненты станут перекочевывать из сети в сеть или же у операторов появятся новые подписчики. Просто те абоненты, которые были пользователями GSM, станут пользователями UMTS при значительном увеличении объемов мобильного трафика.

Миграции и появление новых абонентов будут минимальными, потому что рынок и так уже насытился, но изменятся объемы доходов операторов – за счет роста трафика и внедрения новых услуг.

– Вы имеете в виду, что более качественная связь позволит продавать более дорогой контент и пропускать больше трафика?

– Да. В том числе за счет того, что пользователи смогут загружать веб-приложения и объемный контент. В принципе, общерыночная тенденция такова, что люди все чаще используют мобильные устройства не просто для голосовой связи, а для работы с Интернетом и веб-приложениями.

– А что будет с ШПД?

– Широкополосный доступ сейчас активно развивается. Многие из действующих операторов именно этого сегмента декларируют достаточно серьезные намерения, подкрепленные значительными инвестициями. И я думаю, несмотря ни на что, они будут оправданы. Тем более что беспроводная связь может найти свою аудиторию не только среди частных пользователей, но и в школах, высших учебных заведениях, государственных учреждениях и т.д.

А если говорить о третьем и четвертом поколении для сотовой связи, чего можно операторам и пользователям ждать от этого года? Тем более, что еще в начале года, в “Telenor”, например, говорили: если будет и далее оттягиваться внедрение связи третьего поколения, то операторы могут рассматривать возможность внедрения LTE на частотах 3G. Насколько это возможно?

– Пока что это сложновыполнимо. Наше законодательство, а именно национальный План использования радиочастотного ресурса пока что этого не предусматривает, даже в разделе перспективных радиотехнологий. Это формальное условие является главным препятствием в его урегулировании. Хотя сам стандарт уже определен и производители оборудования демонстрируют свою продукцию в тестовых режимах и опытных районах.

– МТС уже объявляла о планах на связь четвертого поколения, “Ericsson” уже проводила демонстрацию работы такой сети…

– Правильно, но тестируются пока в основном протоколы передачи данных. Конечно, внедрение связи четвертого поколения в Украине близится, но пока не будут приняты соответствующие нормативные документы, говорить о конкретных датах еще рано.

Вообще-то говоря, логика внедрения всех новых технологий связи похожа. Сначала на всемирном форуме принимаются изменения в Регламенте радиосвязи, которые закрепляют разделения между различными радиослужбами. Затем начинают “раскручивать” новый стандарт уже производители оборудования, презентуют результаты тестов, говоря, что технологически все уже готово и работает. Постепенно на такое оборудование падают цены, и после мощных рекламных акций начинается развитие сетей.

Но не стоит забывать также и о том, что старые технологии 2G/GSM еще не отработали на полную, они еще имеют потенциал, они востребованы и какое-то время будут “жить”. А ведь есть планы забрать под 3G или 4G частоты GSM: и 800-ый диапазон и 900-ый и 1800-ый и 2 ГГц и выше до 11 ГГц. Вот в этом кроется проблема: подобный сценарий уже повторялся, когда планировалось вводить цифровое телевидение. Говорили о том, что аналоговое ТВ сразу уйдет, а эффективность технологий повысится восьмикратно. Но ведь нужно было еще и абонентов перенацелить на “цифру”, обеспечить им цифровые тюнеры и т.д.

-Да, но ведь мобильные телефоны, которые продаются в Украине, уже имеют 3G…

– Есть такое, но под LTE у нас еще ничего не продается. Если завтра появляется связь 4G, то я безусловно, буду пользоваться ее преимуществами. Особенно, если тарифы не поднимут (улыбается). Я, как пользователь, буду больше внимания обращать на мобильный Интернет, а для операторов – рост объемов трафика, отсюда же – рост ARPU.

– Сотовые операторы говорят о том, что им нужна только лицензия, и уже на частотах GSM можно будет развивать как 3G, так и 4G.

– Нельзя. В этом проявляется так называемый “операторский эгоизм”, о нем Владимир Филимонович (действующий глава НКРС В.Олийнык, – прим. ред) говорил ранее. Сейчас все GSM-операторы имеют неодинаковые полосы частот. Так исторически сложилось: кто-то развивался активнее и брал под свою связь больше частот, кто-то – медленнее. Так вот, чтобы использовать GSM-частоты уже по стандарту 3G, нужно ведь будет кому-то добровольно делиться частотами, уступить свою часть, ведь комиссия на это влиять никак не может. А это – затраченные компанией средства, которые, правда, уже должны были окупиться.

– Если от перспектив и новых технологий переходить к нынешнему состоянию связи. Почему так уменьшаются объемы фиксированной связи?

– Фиксированная связь сокращается, прежде всего, за счет того, что отмирают многие операторы, которые раньше были ведомственными. Сейчас они уже не могут поддерживать свои станции на том же уровне, что и раньше, а к “Укртелекому” переходят не все.

В сельской местности фиксированная инфраструктура приходит в негодность, и никто ее не восстанавливает. Но не думаю, что фиксированная связь исчезнет совсем, ведь остается городской сегмент (офисные центры и т.д.), где она еще востребована. Телекоммуникации развиваются в сторону конвергенции именно услуг и нейтральности к технологии. Пользователю важно получить качественную и доступную по цене услугу независимо от того какие технологии при этом используются – радио или проводные.

– Некоторые специалисты говорят о том, что, в общем-то, не нужно вообще поддерживать фиксированную связь, в том числе через создание фонда универсальных услуг, потому что и в селах уже есть люди, которые просто покупают себе мобильные.

– Понимаете, по действующему законодательству, универсальной услугой является именно фиксированная связь. Если пересмотреть законодательство и обязать мобильных операторов предоставлять такую социально значимую услугу, как мобильная связь, тогда это возможно будет решением проблемы для тех районов, которые вообще связью не обеспечены, а также для школ, больниц и т.п.

С другой стороны, чисто психологически мы с вами привыкли к тому, что если есть организация, например, школа, то и служебный телефон должен быть фиксированным. А мобильная связь больше ассоциируется с индивидуальным пользованием.

– А операторы мобильной связи заинтересованы в таком развитии событий?

– Думаю, что должны понимать происходящие изменения. Потому что кто бы ни был пользователем мобильной связи, это в любом случае – нагрузка на сеть и дополнительные взаиморасчеты. Но операторам однозначно не понравится, что тарифы на социально значимую связь сможет регулировать государство.

Хотя, я считаю, что со временем операторы станут бороться за каждого пользователя, который будет способен платить хоть 10 грн. в месяц. Ну о чем можно говорить, когда ARPU по мобильной связи уже равняется $4, около 30 грн. Это и есть цена вопроса. Если такая связь будет приносить больше 30 грн. с абонента – значит, она будет компаниям выгодна.

Мобильные операторы уже пришли к насыщению, но пока еще не задумываются над тем, что в принципе этот фонд может работать и для них. Они пока еще не борются за каждого абонента, а как в артиллерийской подготовке – занимаются не точечной стрельбой, а “накрывают площадями”. Но скоро, думаю, компании будут бороться за индивидуального потребителя.

– Насколько я понимаю, законопроект по фонду универсальных услуг уже есть…

– Да, и сейчас инициативу по его окончательной редакции перехватило Министерство транспорта и связи, Государственная администрация связи, которые хотят этот фонд администрировать.

На самом деле мы должны правильно его понимать. Это, прежде всего, помощь тем операторам, которые хотят развивать сети в селах или труднодоступных областях, компенсационное погашение определенных затрат при строительстве таких сетей. Например, если какой-либо оператор сотовой связи, использующий технологию CDMA, объявит о планах развития какого-нибудь депрессивного района, он вполне может победить в конкурсе на предоставление социальной услуги.

Если можно, небольшое уточнение. Существуют операторы со значительным покрытием фиксированной связи – например, “Укртелеком”. Его глава когда-то говорил, что принятие закона о фонде универсальных услуг позволит компании сократить убытки.

– Не хотелось бы, чтобы этот фонд стал инструментом погашения долговых обязательств “Укртелекома”, это было бы неправильно. Фонд должен работать, прежде всего, на развитие, на то, чтобы услуга связи действительно дошла в самые отдаленные точки Украины. Потому что, к сожалению, в Украине пока что существует большое количество населенных пунктов, в которых вообще нет телефонов.

А как насчет мобильной связи?

– Есть почтовые отделения, фельдшерские пункты, которые без связи существовать вообще не могут. А за мобильную связь все равно нужно платить не менее 25 грн. в месяц, да и качество еще порой страдает.

Кроме того, если будет принят закон о фонде для фиксированной связи, мобильные операторы должны понимать, что база мобильных абонентов в Украине – более 50 млн., а фиксированной – всего 10 млн., а значит, с большой вероятностью звонок будет на мобильную сеть, а это “мобильщикам” при взаиморасчетах с фиксированными операторами также выгодно.

inna22