Новости экономики

Новый виток торговой войны начнется в конце осени

Россия готовится ввести ограничения на украинские товары уже в начале ноября.

Таможенный союз планирует ограничительные меры по отношению к импорту из Украины. Чтобы не получать обвинений в принуждении Украины к ТС, его органы в проектах документов не говорят прямо об Украине — речь в них идет об импорте из абстрактных «государств-участников СНГ, желающих вступить в более тесные торговые отношения со странами Евросоюза». То есть, в будущем эти меры могут быть применены также к Молдове и Азербайджану, но сейчас речь идет об Украине. Видимо, она должна стать примером для остальных — что ждет тех, кто выбирает евроинтеграцию.

Хотя подписание Соглашения об ассоциации в Вильнюсе планируется лишь в конце ноября, а зона свободной торговли с ЕС и вовсе вступит в силу не раньше 1 января 2014 года, защитные меры ТС планируют ввести уже с 1 ноября.

В фокусе Евразийской экономкомиссии — потенциальный реимпорт товаров из ЕС, которые будут ввозиться в Украину беспошлинно. А поскольку Украина входит в ЗСТ СНГ, то так же беспошлинно эти товары могут попасть и в страны ТС. В России подозревают, что, мол, делаться это будет с помощью поддельных сертификатов и замены упаковки с европейской на украинскую. Проект ЕЭК предполагает целый ряд мер, крайняя из которых — приостановка приема таможней сертификатов. То есть, фактически, запрет на беспошлинный импорт.

Впрочем, как сообщил источник в Кабмине, реимпорт — не единственный страх чиновников ТС. Существует опасение, что европейские товары заполнят полки украинских магазинов, и вытесненные украинские товары хлынут на все тот же беспошлинный рынок ТС.Пока действует ЗСТ СНГ, в рамках закона страны ТС не могут это остановить. Но таможня может все.

«Под подозрение подпадет весь украинский импорт, — объясняет источник в Кабмине. — Подозрения будут вплоть до упаковки, остановить на таможне могут любой товар: попробуй докажи, что в упаковке сыра украинской компании в Россию не едет польский сыр. Пока докажешь — его можно будет выбросить. Августовское стояние на таможне было репетицией. Полгода таких проверок — и от импорта из Украины откажутся все, кроме тех, для кого он критически необходим — то есть, предприятий машиностроения, использующих комплектующие из Украины».

Впрочем, и это «поправимо»: Владимир Путин в недавнем интервью рассказал об активизации программы, которая должна ослабить зависимость российской экономики от критического импорта. «Это вызывает серьезную тревогу, — говорит источник. — Если продукты питания могут вернуться на рынки в случае нормализации, то комплектующие, от которых однажды откажутся, останутся в точке невозврата». Правда, вступление в ТС нам вовсе не гарантирует, что наши комплектующие будут востребованы, ведь РФ стремится как можно скорее построить свои мощности.

Правительство ищет пути решения

Украинское правительство в срочном порядке ищет способы выйти из патовой ситуации. По словам источника в Кабмине, уже на следующей неделе запланировано совещание у министра экономики Игоря Прасолова с участием представителей ТС.Украина намерена предложить россиянам несколько вариантов, которые гарантировали бы, что в украинской упаковке на территорию ТС будут попадать исключительно украинские товары (что избавит их от доскональных проверок).

В частности, рассматривается вариант контроля страной-импортером выдачи украинских сертификатов происхождения продукции. Кроме того, Украина уже начала ужесточать меры по ввозу на свою территорию товаров, страна происхождения которых недостаточно подтверждена документально: в четверг Верховная Рада проголосовала за закон о Таможенном тарифе, который устанавливает для таких товаров ввозную пошлину в 20%, в то время как для подтвержденных она осталась на уровне 10%.

«Путин уже решил делать шаг назад»

«Безусловно, риск обвала украинского экспорта в Россию и связанного с этим кризиса украинской экономики существует. Сложность вступления в еврозону торговли — вовсе не вымысел: если бы все было просто, мы бы уже давно были там. Насколько возможно, необходимо сгладить проблемы переходного периода, решая вопросы внешней торговли на уровне министерств, — говорит глава аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин. — Да, выбор в пользу ЕС несет смертельные риски для отдельных бизнесов. Но нужно понимать, почему украинское руководство идет на такой шаг: в последние месяцы негативные сигналы от Москвы получила не только Украина, но и входящая в Таможенный союз Беларусь. И если мы еще можем получить возможность защиты от российского давления, то у Минска такой возможности нет. Вступая в ТС, любая страна становится младшим партнером России и обречена на то, что ее интересами будут жертвовать в пользу интересов России. Что чревато куда большими потерями в будущем, чем краткосрочный выигрыш, который можно получить от вступления в ТС. Глобальный же выход из ситуации один: сделать нашу экономику настолько конкурентноспособной, чтобы украинская продукция выигрывала конкуренцию на всех мировых рынках».
«Боюсь, что несколько миллиардов долларов экспорта в Россию в год из недавних 18 млрд мы потеряем, — говорит экономист Виктор Лисицкий. — Впрочем, не думаю, что подобные ограничения продлятся значительный период. Сам Путин недавно сказал: как бы мы с Украиной ни расходились, нам все равно суждено рано или поздно быть вместе. Думаю, эмоции, связанные с украинской евроинтеграцией уже прошли, и президент России уже делает шаг назад, чтобы не оттолкнуть Украину окончательно. Россия сама подтолкнула Украину к Западу — когда в 1991-м российский парламент (раньше украинского!) проголосовал за суверенитет, а Ельцин заявил: мол, берите столько независимости, сколько удержите».

fox