Новости экономики

Монополист Укрспирт «доит» все существующие водочные бренды

Украинский спирт от государственной монополии - самый дорогой в мире. Литр пшеничного стоит 16 гривен - вдвое дороже, чем за границей. Это сказывается на качестве алкогольных изделий.

Спиртовые заводы, построенные в позапрошлом веке, разрушаются, но декларируют рост производства. Государственная финансовая инспекция проверила Укрспирт и получила шокирующие данные: даже нерабочиеспиртзаводы пожирали газ и электричество в промышленных масштабах.

Зато те, кто алкоголь все-таки выпускает, вынуждены покупать нелегальный спирт, потому что получить стратегический продукт в законный способ для некоторых просто невозможно.

Все действующие спиртзаводы построены в конце позапрошлого века, однако спирт, по словам чиновников, здесь делают лучший в СНГ. Впрочем производители водки говорят обратное — спирт, из которого они вынуждены делать напитки — не годится.

Украинский спирт от государственной монополии — самый дорогой в мире. Литр пшеничного стоит 16 гривен — вдвое дороже, чем за границей.

Павел Климец, народный депутат и вместе с тем владелец ликеро-водочного предприятия, жалуется: «Цена-качество нас не устраивает. Но мы вынуждены покупать. Это государственная монополия. Это как свет».

Государственная монополия отражается для производителей алкоголя не только завышенной ценой и спорным качеством. Самым интересным является сам процесс покупки спирта в Украине. Это настоящий чиновничий лабиринт, за каждым поворотом которого — рука бюрократа. Каждый завод раз в три месяца должен пройти три госинстанции и выбить 5 различных документов.

По словам экономистов, Укрспирт имеет контроль за всеми заводами. Они «доят» все существующие водочные бренды. Поэтому все крупные водочные компании вынуждены идти на поклон к руководству Укрспирта со словами: «Ребята, дайте нам пожалуйста легальный спирт». Если кому нужно решить вопрос по спирту, то делать это нужно только по личной договоренности».

Любая мелочь — и лабиринт превращается в тупик ,а фирма вылетает в трубу.

В кадках одного из вин заводов должны были стать вином две с половиной тысячи тонн винограда. Однако урожай с 400 гектаров бессарабских виноградников — испорчен. Государство в лице районных чиновников налоговой не позволила этому винзаводу купить спирт для крепления вина.

«Мы перерабатывали документы 4 раза. Но в итоге на сегодняшний день мы не получили ни одного литра спирта. Это полная катастрофа», — рассказал директор завода.

Ассоциация виноделов обратилась к Президенту — в своем письме виноделы называют Укрспирт полностью неконтролируемой структурой и просят навести порядок. «Сегодня деятельность «Укрспирта» грозит до основания разрушить работу алкогольной, в том числе и винодельческой отрасли страны. …», — говорится в письме.

Виктор Панков, заместитель директора Укрспирта, на обвинения отвечает: «Объем рынка — от 20 до 25 миллионов декалитров в год. Мы его полностью удовлетворяем. Мощность наших заводов составляет 68 миллионов дал. Укрспирт работает с прибылью».

Дал — это десять литров. 68 миллионов дал — это почти 700 миллионов литров спирта в год. По логике прибыли от монополии должны были бы решить все бюджетные проблемы.

По данным журналистов за 2011 год Укрспирт заявил прибыль меньше 100 миллионов гривен. Недопоступления в бюджет от спиртовой отрасли и алкогольной отрасли — по их подсчетам — от 7 до 8 миллиардов гривен в год. Самый интересный вопрос — куда же исчезают эти миллиарды.

В 1990 году спирт в Украине производили на 76 заводах. Сегодня половина из них — просто свалки за заборами, где все оборудование давно вырезали на металлолом. Чтобы спасти остальных, в 2010 из концерна » Укрспирт » создали государственное предприятие с таким же названием. 35 спиртзаводов, которые вошли в него, потеряли любую самостоятельность.

Если столетние спиртзаводы не модернизируют — они просто остановятся. В России эту проблему решили просто — позволили алкогольным компаниям купить и модернизировать часть спиртзаводов. В Украине еще летом разработали законопроект о приватизации спиртовой отрасли.

Anna