Новости экономики

Кто и как будет формировать в Украине Фонд гарантирования инвестиций

Государство выделит 30 млн гривень на создание Фонда гарантирования инвестиций на фондовом рынке

Государство внесет в фонд гарантирования инвестиций физических лиц на фондовом рынке на этапе его формирования 30 млн грн, которые должны возвращаться равномерно с третьего по десятый год работы фонда за счет взносов торговцев ценными бумагами и компаний по управлению активами (КУА).

Согласно соответствующему проекту закона, разработанному Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), это позволит через три года после получения первого вступительного взноса проводить компенсационные выплаты инвесторам в размере 90% невозвращенных инвестиций, но не более 200 тыс. грн по каждому факту.

Вступительный взнос торговцев и КУА в законопроекте установлен на уровне 1% уставного капитала, текущие взносы — 0,1% среднеквартальной стоимости инвестиций физических лиц.

Фонд, согласно проекту, является некоммерческой самоуправляющейся организацией. Его набсовет из 9 человек предлагается формировать из представителей Минэкономразвития и Минфина (по одному представителю), представителей НКЦБФР (трех) и представителей саморегулирующейся организации торговцев и КУА (по два представителя). Таким образом, в управлении будет 5 чиновников и 4 участника рынка.

Фонду будет предоставлена возможность размещать средства на депозитах в госбанках и вкладывать их в гособлигации, оставляя на свою деятельность 0,4% поступивших за год средств участников.

Законопроект также содержит альтернативную схему гарантирования инвестиций путем заключения договоров о солидарном выполнения обязательств. Такая схема освобождает профучастников от вступления в фонд гарантирования. Договор должен быть зарегистрирован в СРО, которая обязана создать третейский суд, и заключить его должно не менее пяти сторон.

Проект вызвал неодобрение у профессиональных участников рынка, в частности, в Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) отметили, что указанная концепция базируется на ошибочных предположениях и не соответствует директивам ЕС как в части определения количества лиц и инвестиционных услуг, на которые распространяются директивы, так и в части определения оснований для получения инвесторами покрытия из компенсационной схемы. В своем письме в НКЦБФР УАИБ предлагала исключить КУА из перечня участников Фонда гарантирования инвестиций, так как их участие противоречит европейскому законодательству.

Однако Максим Либанов, директор департамента анализа, стратегии и развития законодательства НКЦБФР, утверждает, что это несоответствие обусловлено разными схемами гарантирования: “Исключение институтов совместного инвестирования от участия в схемах компенсации инвесторам связано с тем, что в странах ЕС банк, который является хранителем активов ИСИ обязан осуществить расчеты с инвесторами ИСИ в случае невыполнения самым ИСИ обязательств перед инвесторами. А в случае неосуществления банком-хранителем расчетов с инвесторами ИСИ инвесторы могут получить компенсацию из схемы гарантирования депозитов”. Таким образом, по словам Либанова, косвенно инвесторы ИСИ в странах ЕС имеют защиту в случае потери своих инвестиций. Однако в украинском законодательстве система гарантирования вкладов физических лиц не распространяется на инвесторов ИСИ.

Сомнения у профучастников вызывает также эффективность работы фонда. Так, по мнению управляющего активами компании “Кинто” Павла Ильяшенко, закон, даже вступив в силу, не будет работать, так как получить реальную компенсацию будет непросто. “С появлением фонда ничего страшного для рынка не случится. А для инвесторов появится защита от еще несуществующих механизмов, и она будет больше виртуальной”, — прогнозирует Ильяшенко.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января года, наступающего через год после года публикации документа. Действующие торговцы и КУА обязаны будут перечислить вступительные взносы в фонд в течение 30 дней с момента вступления закона в силу.

Законопроект содержит также ряд других норм, в частности, предоставляет НКЦБФР право устанавливать максимальную сумму стоимости ценных бумаг, других финансовых инструментов и денежных средств, находящихся в управлении одного торговца ценными бумагами.

По материалам: delo
kuznecov