Идея создать в Украине офф-шорную зону для капитала не нова. Еще во времена Леонида Кучмы высказывались мысли сделать свободную экономическую зону (СЭЗ) банковско-финансового типа в Крыму. Недавно появилась информация, что Министерство экономики разрабатывает проект такой зоны в Одесской области. Но вопрос, нужны ли Украине собственные офф-шоры, задавать рановато. Сначала нужно подумать: получится ли у нас нечто подобное в принципе?
Вместо ликбеза
Для начала определимся с терминологией. Офф-шор (происходит от английского off shore – “вне берега” или “вне границ”) – это, прежде всего, один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным гражданам.
Само по себе слово “офф-шор” впервые появилось в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х годов. Речь шла о некой финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, такая компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин “офф-шор” – понятие не юридическое, а экономико-географическое.
Офф-шорная компания – это компания, которая не ведет хозяйственную деятельность в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний не являются резидентами этих стран. Офф-шорная зона – это независимое государство или территория другого государства (например, колония) с некоторой степенью автономии, чье законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами. Такие льготы чаще всего заключаются в полном отсутствии налогов при выполнении определенных условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% чистой прибыли, то есть в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США для обыкновенных корпораций -от 15 до 39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину (как правило, небольшую). Кроме того, необходимо платить гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей официального агента и т. п.
Наш старый друг Кипр
Украинские предприниматели пользуются услугами офф-шорных компаний (естественно, расположенных в офф-шорных зонах) давно и активно. Если говорить в общем, то решение зарегистрировать компанию в офф-шорной зоне является логичным ответом на налоговую политику, проводимую любым украинским (да и не только украинским) правительством.
За два десятилетия украинской независимости офф-шоры и связанные с этим понятием темы успели войти в фольклор; термин “офф-шор”, не имеющий даже устоявшегося русского или украинского написания (практически на равных применяется написание “офшор” и “офф-шор”), хорошо знаком людям, предельно далеким не только от внешнеэкономической деятельности, но и от бизнеса вообще. Разумеется, специалистам хорошо известны все трактовки этого понятия. Тем не менее выбор оптимальных условий для открытия своей первой офф-шорной компании может отнять немало времени даже у опытного бизнесмена. Но не это тема нашей статьи.
С какой страной у украинского предпринимателя ассоциируется термин “офф-шор”? Это Кипр, который, кстати, в последнее время, после вступления в Евросоюз, усиленно делает вид, что старается перестать быть офф-шорной зоной. Классические островные зоны были и остаются прекрасным инструментом, обеспечивающим достаточный уровень анонимности инвестиций, будь то банковских или в экономику разнообразных стран, включая, конечно, и Украину. Вы никогда не задумывались о том, почему одним из крупнейших иностранных инвесторов в экономику Украины является маленький Кипр? Все дело в том, что эта страна является одной из классических офф-шорных зон, облюбованных украинскими (и российскими) предпринимателями.
Традиционные офф-шорные зоны – Британские Виргинские острова, Кипр, Гибралтар, Белиз, Сейшелы и прочие “знаменитые” страны, под юрисдикцией которых процветает огромное множество компаний, – идеально подходят для безопасного хранения денежных средств. Полная конфиденциальность (в реестре компаний имена владельцев не значатся), гарантированная стабильность, наконец, моментальный доступ к вашим счетам в любой точке мира – такой подход обеспечивает вам полную свободу в движении средств. В то же время не стоит забывать о черном списке Нацбанка и Госфинмониторинга, в который попало большинство островных офф-шорных зон, отличающихся отсутствием налогообложения и не требующих от офф-шорных компаний никакой отчетности. Среди белых офф-шоров наиболее выгодное положение занимает Содружество Доминика. Офф-шор на Доминике – одно из самых удачных решений проблемы свободного перемещения денежных средств на сегодняшний день.
Индивидуальные закрома
Основной целью создания офф-шорной компании обычно является структуризация бизнеса для сокращения налогового бремени основной компании: суммарные расходы по поддержанию офф-шорной компании во много раз меньше, чем суммы, которые они экономят на налогах. Офф-шорные компании также широко используются для хранения личных сбережений. Это позволяет гражданам стран с нестабильной экономикой держать средства в надежных зарубежных банках, не нарушая при этом законов собственной страны (например, граждане Украины, постоянно проживающие в родной стране, могут иметь личные счета за границей лишь в некоторых странах, и то с определенными, очень строгими, если не сказать невыполнимыми, условиями).
Предлагаю рассмотреть более подробно три основные схемы использования офф-шорных компаний. Вариант №1 – сейф. Предположим, что вы накопили некие средства и хотите положить их в безопасное место, иметь к ним немедленный доступ, свободно распоряжаться ими и свободно перемещать их по всему свету, уберечься от политической нестабильности того государства, где вы живете. Для этого нужен банк в надежной, стабильной стране. Но если вы откроете счет на свое имя, то очень велика вероятность нарушения конфиденциальности (личная кредитная карта с вашим именем прямо говорит о том, что у вас счет за границей и т. д.), и это ограничивает возможности использования счета.
Выход – открыть офф-шорную компанию, где вы директор, вы распоряжаетесь счетом компании (о том, что вы еще и владелец, никто не узнает), что законом не запрещено, и при правильном выборе географической юрисдикции этой компании вы решаете все свои задачи. Наиболее популярны для хранения средств Содружество Багамских островов, Панама, Британские Виргинские острова, Белиз, Кайкос. Еще одно преимущество этих юрисдикций заключается в том, что это бывшие или настоящие колонии Великобритании, что делает удобным общение (английский), а также хорошо воспринимается партнерами и банками.
Вариант №2 – офф-шор – участник вашего бизнеса. Допустим, ваша компания ведет внешнеэкономическую деятельность, вам нужно оптимизировать налоги, упростить документооборот, ускорить финансовые потоки и обеспечить их надежность, уберечься от произвола фискальных органов. Офф-шорная компания – это выход, который позволит решить многие проблемы. Она играет роль посредника между вашей местной компанией и продавцом (покупателем), с которым вы ведете свой международный бизнес.
Для ведения торговых операций специалисты советуют открывать компании в юрисдикциях, которые имеют договор об избежании двойного налогообложения с нашей страной и никогда не могут быть отнесены властями к офф-шорным зонам.
Вариант №3 – импорт основных средств. Приведу пример. Чтобы импортировать, скажем, линию по разливу напитков и не платить таможенную пошлину и НДС, надо приобрести эту линию на офф-шорную компанию и внести ее как взнос в уставный фонд СП. Можно также устроить лизинг этого оборудования для компании. Это даже немного интереснее – можно “выметать” за границу проценты по лизингу.
Тремя этими вариантами продвинутые отечественные бизнесмены пользуются давно и успешно. Но есть еще и вариант №4 – самый забавный, хотя и не самый распространенный. Назовем его “резидент НИГДЕ”. Дело в том, что пробелы в законодательстве ряда стран можно использовать для того, чтобы избежать налогообложения зарплаты, получаемой частным лицом при зарубежных командировках. При поездке за рубеж на короткий срок специалист может перестать считаться резидентом своей страны, не став резидентом страны, в которую он выехал работать. Это может произойти в том случае, если частное лицо будет тщательно рассчитывать время, проводимое им в той или иной стране. Таким образом, частное лицо вполне может приобрести статус “резидента НИГДЕ”, избежав налогообложения всех или части доходов. Знаете, есть такое понятие “лицо без гражданства”. В данном случае мы имеем нечто подобное в плане уплаты налогов, потому как выходит, что нет того государства, которому их надо платить.
Бермудский треугольник
Одним из наиболее наглядных примеров умелого использования преимуществ офф-шор-бизнеса является схема, автором и исполнителем которой является голландский электротехнический концерн “Филипс”. Суть этой схемы такова: на Бермудских островах концерном “Филипс” было открыто дочернее страховое общество “Кингстоун Кэптив Иншуренс”, единственным клиентом которого стал сам “Филипс”. По высоким ставкам было застраховано имущество голландского концерна, в том числе такое, которое в деловой практике обычно не страхуется, поскольку шансы его гибели или порчи ничтожны. Соответствующая плата за страховку потекла на Бермуды. Оттуда уже в виде займов средства были возвращены голландскому материнскому обществу. И страховые платежи, и плата за кредит значительно снижали балансовую прибыль “Филипса”. Только за год экономия на налогах составляет $18 млн. Главное достоинство описанной сделки состоит в том, что она абсолютно законна. “Филипс” не афиширует, что страхуется сам у себя, но и не может быть привлечен к ответственности, если этого захотят.
Кстати, хотите аналогичные примеры из нашей действительности? Они есть у меня. Некоторые украинские энергораспределительные компании страховали имущество в дружественных страховых компаниях едва ли не на случай падения на их территорию тунгусского метеорита или повреждения ЛЭП инопланетянами. Именно таким незамысловатым образом из некоторых отечественных облэнерго и было выведено, по грубым оценкам, несколько сотен миллионов гривен. А их собственники утверждают, что бизнес этот неприбыльный. Ага, охотно верим. Но не будем отклоняться от выбранной темы.
Место не для нас
Как это ни смешно звучит, но периодически приходится слышать об инициативах создать офф-шорную зону в Украине как средство привлечения международного бизнеса. Теоретически выгода есть: каждая офф-шорная фирма платит как напрямую в местный бюджет, так и местной администрирующей компании, часто – юридической и бухгалтерской компаниям, иногда хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний, гостиниц, ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нем местным гражданам и т. д. Все это является важными поступлениями для небольших островных государств с населением от 10 тысяч (на Терксе и Кайкосе, Бермудах и др.) до 250 тысяч жителей (например, на Багамах).
Даже если та или иная компания не разворачивает деятельность в полной мере, она все равно приносит небольшой доход стране, а в будущем может разрастись и в крупную фирму. Следует отметить, что практически во всех офф-шорных странах существуют и обычные компании, платящие высокий налог на прибыль, однако они не представляют интереса для налогового планирования.
Но, как заметил бы внимательный читатель, речь при создании офф-шорной зоны может идти о территории с определенной степенью автономии, чье законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами. А это явно не украинский вариант. Не будем же мы всерьез говорить о Крыме или об Одессе в контексте автономии! А уж налоговые льготы – и вовсе не отечественный жанр.
Нечего говорить и о перспективах неинформационной инфраструктуры, необходимой для ведения столь специфического бизнеса в Украине: у нас не хватает ни международных аэропортов, ни соответствующего количества офисных помещений. Как нет и необходимой системы связи. Отнюдь не в соответствии с мировыми стандартами развита банковская инфраструктура. Так что в теории украинский офф-шор – дело хорошее. Но, как говорится в известном анекдоте, есть нюансы.
По материалам Киевский ТелеграфЪ