Независимо от того, подпишет Украина соглашение об ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе или нет, позиция России в отношении Киева останется прежней.
Она зафиксирована в Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности РФ. В каждом из этих документов Кремль декларирует намерение вернуть страны постсоветского пространства, в том числе Украину, в свою орбиту. Например, в качестве членов Евразийского экономического союза, который планирует создать Москва.
Как это можно сделать, российские чиновники уже продемонстрировали – это экономические и идеологические методы. Из последнего – обвинения украинских коллег в задержке текущих расчетов за газ и запуск на одном из российских государственных телеканалов цикла передач, которые можно условно назвать «коллапс Украины».
Если ассоциация в Вильнюсе будет подписана, изменится лишь одно – Украина больше не будет расходовать материальные и информационные ресурсы на дискуссии о смене внешнеполитического вектора с ЕС на Таможенный союз. Ведь Владимир Путин четко сказал, что ассоциация исключает членство в ТС.
До ноября Россия продолжит административными методами блокировать поставки отдельных категорий украинских товаров. Но в долгосрочной перспективе она может немного изменить тактику. В ближайшие месяцы Москва может попытаться ввести на некоторые товары из Украины заградительные пошлины. Основание – соглашение о Зоне свободной торговли между странами СНГ, которое Украина ратифицировала 30 июля прошлого года. А именно – так называемое приложение №6 к этому договору. Там зафиксировано, что если импорт товаров из какой-либо страны может нанести ущерб промышленности ТС, его члены могут ввести пошлины в отношении этих товаров. Сделать это можно после проведения консультаций.
Официальный Киев заявляет, что приложение не будет иметь юридических последствий – это очень спорное мнение. Переговорщики, которые пропустили этот документ, сделали большую ошибку. Главное – непонятно, почему в соглашении о ЗСТ в рамках СНГ упоминается Таможенный союз. Но если Россия решит ввести пошлины, то это приложение сделает такой шаг политически оправданным, в том числе в глазах ЕС. Что это будет значить для наших экспортеров, примерно понятно. По отдельным позициям товаров их зависимость от российского рынка достигает 90%.
Правильный расчет
Пока все ответные действия Украины рассчитаны на краткосрочную перспективу. Но есть важный нюанс – у России больше возможностей для влияния, поэтому отвечать симметрично не выйдет. Нужно следовать нескольким правилам, просчитывая ходы наперед.
1. Решения вопросов в разных сферах не должны пересекаться. Нельзя закреплять юридические обязательства по поставкам газа соглашением о Черноморском флоте. Точно так же не стоит допускать, чтобы в договоре о ЗСТ с СНГ упоминался Таможенный союз.
2. Использование доступных сейчас международных механизмов для решения споров. В частности – международные суды и арбитражи, механизмы ВТО. Например, то, что Roshen через правительство Украины подает документы в ВТО по поводу запрета на ввоз своей продукции в Россию – оптимальное решение.
3. Максимальное закрепление обязательств сторон в международных правовых документах. В таком случае, если Россия нарушит свои обязательства, Украина сможет обратиться в международные инстанции.
4. Предельная публичность в отношениях двух стран. Украина и Россия создали массу двусторонних органов – межгосударственную комиссию, экономический комитет, стратегические советы. Идет постоянная работа между министерствами иностранных дел и посольствами двух стран. Но все важные решения принимаются на уровне президентов, о сути переговоров которых осведомлен очень узкий круг людей. В практике украинско-российских отношений были случаи, когда стороны подписывали российский вариант договора, не соблюдая при этом процедуры, которые зафиксированы в законе Украины «О международных договорах». Потом это имело тяжелые последствия для Киева.
5. Баланс личных, корпоративных и национальных отношений между странами должен смещаться в сторону национальных. Иначе мы будем иметь ситуацию, когда частная украинская компания получает российский газ по одним ценам, а государственная – по другим, более высоким.
Валерий Чалый
заместитель генерального директора Центра им. Разумкова по международным вопросам