В теплое время года конкуренция за места в составе и сопровождении украинских делегаций, выезжающих за границу, обостряется до предела
Чиновники, депутаты и просто близкие к политической кухне граждане не стесняются задействовать связи, чтобы попасть в заветный список. Оно того стоит! Во сколько обходятся нам, гражданам, эти “забеги в ширину” – подробно.
С 1 апреля в Украине вступило в силу одно из любопытнейших постановлений правительства, согласно которому расходы чиновников на заграничные командировки по сути ничем не ограничены. При беглом исследовании документа под «лаконичным» названием «О суммах и составе расходов на командировки государственных служащих, а также других лиц, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств», можно прийти к выводу, что определенные ограничения все-таки действуют.
Согласно нормам, из карманов налогоплательщиков на один день пребывания государственного мужа в США выделяется $290, в Японии — $300, в России — $187, во Франции — $230, а в неспокойной Ливии — $239. Но при более детальном изучении вопроса выясняется, что эти суммы весьма условные.
В специальном дополнении к данному постановлению членам правительства, госслужащим различных рангов и даже любому другому участнику официальной делегации, который уполномочен выступать от имени Украины на конференциях, переговорах и форумах, суточные могут быть увеличены до 50% сверх нормы.
Размер такой надбавки, конечно же, зависит от статуса чиновника — чем он выше, тем больше денег командированный получит на карманные расходы. Но и это не все. Правительство позаботилось и о тех, кто не любит дешевых поездов, самолетов, морских лайнеров, а жить за границей предпочитает в дорогих отелях.
На этот случай чиновникам, выразившим желание поехать бизнес-классом или разместиться в апартаментах пятизвездочного отеля, предлагается лишь… получить «разрешение руководителя», и тогда подобные расходы не будут считаться истраченными сверх нормы и должны компенсироваться в полном объеме.
В общем, хорошие отношения с руководством — залог достойного отдыха государственных служащих. Ведь правильно подготовленная рабочая поездка за границу только отчасти занята деловыми встречами. Обязательные ее составляющие — осмотр достопримечательностей и, конечно же, шопинг. К последнему чиновников, как правило, обязывают жены.
Ведь немногие способны упустить шанс обзавестись за рубежом вещами дорогих брендов и ввезти покупки по дипломатическим каналам без таможенного осмотра. В общем, у украинских граждан есть масса поводов рваться в списки делегаций, отправляющихся за границу. И свежее правительственное постановление, очевидно, станет еще одним стимулом.
Стесненные в средствах
Экс-министр иностранных дел, возглавляющий парламентский комитет по вопросам европейской интеграции, Борис Тарасюк констатирует: среди чиновников выработался стереотип, согласно которому они стремятся повидать мир непременно за счет госбюджета. «Чтобы реализовать это стремление, нужно попасть в состав официальной делегации. А вопрос о том, насколько каждый конкретный ее участник эффективен в поездке, лежит на совести руководителей делегаций.
Они должны определять целесообразность или нецелесообразность участия того или иного члена делегации», — говорит народный депутат, постоянно летающий на встречи с западными дипломатами. В лексиконе политиков уверенно закрепился ироничный термин «дипломатический туризм», но конкуренция между желающими отправиться в заграничное турне за государственный счет все равно не спадает.
Особенно острое соперничество в этом вопросе последние несколько лет разворачивается на парламентском направлении. Народные депутаты наперегонки пытаются вскочить в самые, что называется, «жирные» группы дружбы с иностранными государствами и международными организациями. Такими в Верховной Раде считаются межпарламентские группы сотрудничества с ЕС, ПАСЕ, НАТО и ОБСЕ.
Они, в отличие от большинства других групп, по признанию самих законодателей, неплохо финансируются. «Основной залог попадания в такую группу — это огромное желание народного депутата, — делится секретами парламентской кухни нардеп Михаил Волынец, являющийся членом восьми межпарламентских групп дружбы. — Знаете, до смешного доходит! На одно место претендует несколько людей. Даже разборки устраивают. В такой ситуации заниматься урегулированием конфликтов приходится лидеру политической партии или руководителю фракции».
Дело в том, что во время кризиса финансирование зарубежных визитов парламентариев заметно сократилось, в отличие от расходов на эти же цели прочих представителей центральных органов власти. Так, в 2008 г. «на заграницу» народным избранникам полагалось на 40% меньше, чем в 2005-м. Последние два года бюджет заграничных вояжей народных депутатов увеличивался, однако темпами куда более скромными, нежели расходы на президентские и правительственные делегации.
В этом году задекларированные в бюджете расходы законодателей на посещение других стран не превысили «исторический максимум» 2003-го — не хватило «всего лишь» 1 млн грн. Зато официальные расходы госбюджета на полеты президента в 2011-м на 26 млн грн. «переплюнули» показатели восьмилетней давности (подробнее — см. «Расходы на зарубежные поездки первых лиц»). И это, по словам народных избранников, не окончательная сумма.
Нардеп Андрей Шкиль уверен, что затраты на зарубежные визиты главы государства не ограничиваются соответствующей статьей госбюджета, а умело «разбросаны» и по другим статьям. «Бюджет президента на зарубежные поездки — полмиллиарда гривен, — говорит Шкиль. — Мы с коллегами подсчитали, что предыдущему президенту, который тратил на себя на 20% меньше, выписывалось столько солярки, что он мог два раза в день летать в Киев на работу, если бы жил в Праге. А нынешнему президенту выписывается столько, как если бы он жил в Париже».
Определенная стесненность в средствах на загранвизиты заставляет парламентариев конкурировать не только между собой, но и с представителями других центральных органов власти. Следствие этой конкуренции — жесткая критика перерасходов со стороны непарламентских делегаций. «Я наблюдал ситуацию, когда один из предыдущих министров транспорта летел в Китай с делегацией из тридцати человек!
Это, конечно же, сверхрастраты, — возмущается Олег Билорус, председатель парламентского комитета по иностранным делам. — К тому же, мы, депутаты, всегда летаем эконом-классом. Но я видел очень много случаев, когда в одном самолете, скажем, летит глава комитета иностранных дел ВР и какой-то чиновник правительства. Чиновник идет в бизнес-класс, а глава комитета — в эконом-класс. Такие карикатурные ситуации происходят слишком часто».