Новости экономики

Экономика Украины: бег по кругу или лестница вниз? – эксперты

При падении промышленного производства, президент призывает правительство и НБУ либерализовать налоги, развивать внутренний рынок; эксперты говорят, что в нынешней экономической ситуации стимулы и проблемы образуют замкнутый круг.

При падении промышленного производства, президент призывает правительство и НБУ либерализовать налоги, развивать внутренний рынок. Эксперты говорят, что в нынешней экономической ситуации стимулы и проблемы образуют замкнутый круг.

По данным Государственной службы статистики, падение промышленного производства в Украине в сентябре этого года по сравнению с сентябрем прошлого года ускорилось до 7%. Еще месяц назад падение составляло 4,7%.

Официальных данных о том, как это падение повлияло на ВВП пока нет, однако в августе, когда было зафиксировано падение производства на уровне 4,7%, рост ВВП за восемь месяцев года уменьшился до 1,5%, тогда как за семь месяцев он был на уровне 2%.

При этом президент Виктор Янукович говорит, что для того, чтобы Украина догнала развитые страны, с которыми конкурирует, темпы прироста украинской экономики ежегодно должны быть не менее 6%.

Как заявил господин Янукович во время заседания Комитета по экономическим реформам, он ожидает от правительства и НБУ программы кредитования реального сектора экономики (поскольку внешние инвестиции падают), от правительства и налоговой службы – либерализации государственной налоговой политики и разрешительных процедур (несмотря на то, что это был призван сделать новый Налоговый кодекс), а от всех государственных органов вместе – программы поддержки и расширения внутреннего рынка (поскольку бюджетные поступления от экспорта стремительно сокращаются).

Эксперты же считают, что все эти шаги теоретически сами по себе являются правильными. Однако, говорят они, нужно учитывать нынешнее состояние украинской экономики, обусловленное не только внешними факторами, как, например, кризис в ЕС, но и тем, что украинская власть не воспользовалась “окном возможностей” между выборами для проведения системных экономических реформ. В нынешней ситуации каждый шаг по стимулированию экономики несет в себе и серьезные риски. Разорвать этот замкнутый круг проблем и преимуществ будет довольно трудно.

С 2000 года, когда, собственно, начался первый за время независимости стабильный рост экономики Украины, он поддерживался главным образом благодаря наращиванию экспорта – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Так продолжалось до 2004, когда на первое место среди “драйверов” роста ВВП вышло частное потребление. Однако оно поддерживалось дешевыми кредитами, а эти кредиты шли преимущественно на покупку импортных товаров – говорит эксперт. С тех пор и начал формироваться дисбаланс в украинской внешней торговле, когда страна импортирует больше, чем экспортирует. Со временем эта проблема обострилась из-за резкого роста цен на российский газ.

Круг первый: стимулирование внутреннего спроса при отсутствии кредитов + плохой бизнес климат = стимулирование импорта

С 2010 года новая власть пытается стимулировать внутреннее потребление, в том числе и из-за повышения соцвыплат. Однако проплаченных из бюджета повышений пенсий и минимальных зарплат недостаточно, а кредиты слишком дорогие, ведь, как говорит Олег Устенко, “ставки overnight на уровне 40% напоминают середину 90-х, с той только разницей, что тогда была сумасшедшая инфляция, а сейчас инфляция на нуле”.

“Дилемма украинской экономики заключается в том, что даже если бы мы стимулировали внутренний потребительский спрос за счет кредитов, это не поддержало бы нашего производителя, а значит, и экономику в целом. Отечественный производитель находится в раздавленном состоянии. Поэтому стимулирование внутреннего спроса приведет лишь к наращиванию импорта с соответствующими последствиями для торгового баланса”, – объясняет исполнительный директор фонда Блейзера, и сразу же добавляет, что именно поэтому все эксперты так много и долго говорят о благоприятном инвестиционном климате и прозрачной налоговой системе, потому что они важны не только для иностранных инвесторов, но и для отечественного производителя.

Впрочем, Олег Устенко также отмечает, что в условиях замедления мировой экономики и падения экспорта другого выхода, кроме стимулирования внутреннего потребления в Украине нет.

Круг второй: стимулирование кредитования, выливающееся на валютный рынок + отсутствие инвестиций = денежный голод

О катастрофическом кредитном голоде в экономике говорит и генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий БЭСТ Валерий Гладкий. Он обращает внимание на данные Нацбанка, согласно которым за девять месяцев банковские депозиты выросли на 7%, но кредитование предприятий – на 3%. Это, по словам эксперта, свидетельствует о том, что, даже привлекая деньги от населения, банки не спешат вкладывать их в реальные экономику.

“Мы все помним, что в сентябре ситуация была следующей: НБУ выделил для стимулирования кредитования определенные резервы для рефинансирования, но на расширении кредитования это никак не отразилось. Банки, сразу же пошли с этими деньгами на валютный рынок. Попытки банков заработать на колебании валютного курса натолкнулись на соответствующие санкции, и, похоже, что Нацбанк пока отказался от “длинного” рефинансирования. Похоже, банковский канал в кредитовании не работает”, – говорит Валерий Гладкий, но одновременно добавляет, что и на внешние инвестиции также вряд ли стоит надеяться, поскольку инвесторы “не рассматривают украинскую экономику, как надежное место для вложения средств при прочих равных условиях”.

А учитывая, что собственных средств на развитие у предприятий нет, то нехватка кредитов формирует и другие цифры, которые эксперт приводит, ссылаясь на собственные источники в правительстве: доля прибыльных предприятий сократилась на 7%, а доля убыточных – выросла на 10%.

Круг третий: стимулирование производства при отсутствии инвестиций + отток капитала = сокращение экономики

Совершенно очевидно, что главными источниками роста украинской экономики является экспорт и внутреннее потребление – говорит директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец. Относительно первого, то при общем замедлении мировой экономики, и особенно при существующих проблемах в развитых странах, Украине стоило бы переориентировать свой экспорт на рынки стран, развивающихся более динамично. Однако сложность заключается в том, что это понимают не только в Украине, а значит, и конкуренция за доступ на эти рынки будет расти.

Что касается внутреннего спроса, то, как говорит ученый, среди специалистов уже есть консенсус в том, что надо идти путем импортозамещения. Однако для того, чтобы украинская продукция могла заменить импортную, нужна модернизация многих производств, которую невозможно осуществить без инвестиций.

“Что касается инвестиций, то, во-первых, это доверие. А у нас на дворе выборы, и никто не знает, чем они завершатся, и какой будет степень политической стабильности после выборов. Во-вторых, происходит серьезный отток капитала из Украины. Если властная элита не сможет создать условия для того, чтобы увеличить приток капитала в страну, и прекратить его отток, то экономика столкнется с очень серьезными проблемами. И речь не идет о том, будет ли в следующем году рост ВВП 3% или 4%. Потому что это уже не решает проблему для Украины. Речь идет о том, что не будет 8%, необходимых для подлинного развития экономики”, – говорит Валерий Геец, и объясняет, что у предприятий, которые не имеют собственных средств, а также доступа к кредитам и инвестициям, есть только два варианта: либо повышать цены (что не срабатывает при низкой покупательной способности населения), либо сокращать производство (что, собственно, и происходит) – говорит экономист.

Круг четвертый: сокращение производства и ВВП + сокращение доходов бюджета = недофинансирование инвестиций и соцвыплат

Когда предприятия сокращают производство, государство не просто получает плохую статистику по ВВП – говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

“По нашим оценкам, уже в 2012 году мы будем иметь показатель роста ВВП на уровне 0%, и мы не видим причин, почему в 2013 году что-то должно измениться к лучшему. Если перевести ВВП из процентов в номинальном выражении, то мы поймем, что чем меньше ВВП – тем меньше поступления в бюджет. А это, в свою очередь, означает, что финансирование государственных расходов будет меньше. Если ВВП недобирает 100 миллиардов гривен, бюджет недобирает примерно 30 миллиардов. О каких тогда социальных программах, или, тем более, капитальных инвестициях мы можем говорить?” – говорит эксперт.

Василий Юрчишин также обращает внимание на быстрый рост дефицита во внешней торговле, который уже сейчас превышает 10 миллиардов долларов, а на конец года может составить 14-15 миллиардов. При таких условиях поддерживать стабильный валютный курс, не прибегая к девальвации и без валютных интервенций очень трудно. Но и валютные интервенции ограничены совсем небольшими размерами валютных резервов НБУ.

Круг пятый: разрыв между бедными и богатыми + вывод капитала = отсутствие источников для развития

Рост на 8-9% в год нужен Украине, чтобы хотя бы догнать те страны, с которыми Украина вполне могла бы уже играть в “одной лиге”, – говорит управляющий партнер компании “Капитал Таймс” Эрик Найман. Он приводит данные о том, что сейчас в Украине доходы на душу населения составляют 4 тысячи долларов, тогда как в Польше или Казахстана – 12 тысяч долларов.

“Чтобы догнать хотя бы Польшу или Казахстан, Украине в следующие 20 лет нужно расти ежегодно на 8-9%, – и это без учета инфляции. Проблема заключается в том, что когда мир рос, Украина 20 лет строила африканскую экономику с африканским разрывом между богатыми и бедными. А сейчас мир прекратил быстрый рост. Сможет ли Украина в таких условиях выйти из африканской лиги и перейти в европейскую? Очевидно, что для этого недостаточно только говорить о каких-то отдельных макроэкономических показателях”, – говорит Эрик Найман.

Он также добавляет, что в Украине 97% граждан имеют активы, стоимостю меньше 10 тысяч долларов, активами стоимостью от 10 до 100 тысяч долларов владеют лишь 2% населения, тогда как в Польше доля таких граждан составляет 37%. Отсюда, как говорит эксперт, и полное отсутствие экономических программ у участников выборов, и наличие “программ подачек”. Следовательно, при огромном выводе капитала из страны и неблагоприятном бизнес-климате, говорит Эрик Найман, удивляться отсутствию средств для развития экономики не стоит.

Anna