Добрая половина жителей уникального города-базара Хмельницкого трудится на 40 местных рынках
Масштабная торговля, развившаяся всего за десять лет, наполняет бюджет и привлекает иностранных инвесторов.
После того как в конце 1990-х в Хмельницком закрылся последний завод, в горсовете объявили чрезвычайное положение. На повестке дня стояло два вопроса: что делать с десятками тысяч безработных, и как наполнять городскую казну. Выход из ситуации подсказали сами горожане, которые наладили челночный импорт с Польшей и стали первопроходцами рыночной торговли в стране.
За несколько лет активной торговли в Хмельницком появились крупные оптовые рынки. Объединенные в одну торговую сеть, они превратились в градообразующее предприятие, локомотив местной экономики.
По словам начальника городского управления торговли Валентины Москалюк, сегодня на местном рынке торгуют более 40 тыс. человек из 260-тысячного населения Хмельницкого. А в целом в торговле задействовано более 50% горожан.
Выход из ситуации подсказали сами горожане, которые наладили челночный импорт с Польшей и стали первопроходцами рыночной торговли в стране
Сегодня здесь работают уже более 40 оптовых рынков общей площадью 30 га. “Это своеобразный рекорд в Украине – больше такого количества рынков нет нигде”, – хвастает Валерий Таратасюк, глава Ассоциации хмельницких рынков.
Рыночная зона обросла своей инфраструктурой: десятки юридических компаний, перевозчики, швейные мастерские, кафе, рестораны, парикмахерские и прочее родились благодаря активной торговле на местных рынках.
Экс-министр экономики Украины Владимир Лановой, пользуясь мировым опытом, подтверждает правильность выбранного властями Хмельницкого курса. “Именно так из десятка торговых палаток в свое время получился знаменитый рыбный рынок в Марселе, на котором сейчас делает покупки пол-Европы”, – говорит Лановой.
На местном рынке торгуют более 40 тыс. человек из 260-тысячного населения Хмельницкого. А в целом в торговле задействовано более 50% горожан.
Либеральность городских властей, настроенных на “базарный” курс, стала лучшей рекламой для инвесторов и иностранных шопоголиков – американцы возвели в центре Хмельницкого рыночный комплекс, а австрийцы выкупили построенный торговый терминал на окраине.
Завершают это международное паломничество белорусы, ставшие чуть ли не самыми активными оптовыми покупателями на хмельницких рынках. Для того чтобы принять всех гостей из соседнего государства, торговцы города перешли на ночной режим работы.
“В ночную работаем специально для белорусов, которые к нам добираются ночью, закупаются под утро и успевают пересечь границу с товаром к вечеру этого же дня”, – рассказывает Таратасюк.
Торгуют все
Чтобы провезти купленный в Хмельницком скарб через границу, Дарье Карпец, белорусской предпринимательнице из города Мозыря, необходимы ловкость рук и немного мошенничества.
“Нужно так купить и упаковать товар, чтобы в каждом 50-килограммовом тюке не было трех одинаковых наименований товара, не больше трех килограммов стирального порошка и не более трех литров вашей горилки, – рассказывает она Корреспонденту. – Иначе на таможне придется платить больше”.
Чтобы приехать в Хмельницкий, белорусская гостья вместе с коллегами за $ 1 тыс. арендовала 50-местный пассажирский автобус и теперь переживает, чтобы не нарушить таможенные правила, иначе штрафы больно ударят по ее прибыли.
У них же до сих пор все делается по советским ГОСТам, – делится впечатлениями Адам Михнюк, владелец рыночного продуктового магазина. – То есть колбаса и тушенка из мяса, а молоко не из порошка, а точно из-под коровы
По словам Карпец, текстиль, бытовая химия и кожаные вещи в Беларуси стоят в пять-шесть раз дороже, чем в Украине. В то же время в ее стране значительно выше налоги с предпринимателей-физлиц, что, по словам Карпец, в ряде случаев делает невыгодной торговлю любым товаром.
Впрочем, и в Украину она приехала не с пустыми руками. Вместо белорусских “зайчиков”, которые на родине трудно обменять на заветные доллары, она везет в Хмельницкий сгущенку, тушенку и колбасу. Белорусские продукты быстро завоевывают местный рынок.
“У них же до сих пор все делается по советским ГОСТам, – делится впечатлениями Адам Михнюк, владелец рыночного продуктового магазина. – То есть колбаса и тушенка из мяса, а молоко не из порошка, а точно из-под коровы”.
Не одной Беларусью сыт хмельницкий базар. По словам Москалюк, у здешних торговцев можно купить товары из Китая, Турции, Польши, Арабских Эмиратов. Впрочем, на рынки активно заходят и отечественные производители.
“У нас появилось много швейных цехов, – говорит Москалюк. – На массовый пошив заказы дает сам рынок”. По словам Таратасюка, местная швейная промышленность уже стоит в одном ряду с продающимися тут же европейскими брендами – и то и другое закупают оптом байеры киевских бутиков.
“Ко мне приехал товарищ из Киева, зашел на рынок, смотрит и говорит: “Я такие костюмы в Глобусе [торговый комплекс в центре Киева] покупаю по 2,5 тыс. грн., а у вас они по 500 грн.!”. Так он на радостях купил десять костюмов за раз”, – смеется Таратасюк.
Местная швейная промышленность уже стоит в одном ряду с продающимися тут же европейскими брендами – и то и другое закупают оптом байеры киевских бутиков
Брать качеством и ценой решил и молодой экономист Петр Жулкевский, который после окончания вуза не стал искать офисного счастья, а вместе с женой наладил пошив и продажу свадебных платьев. Его маленький импровизированный магазинчик в рекламе не нуждается – даже чтобы поговорить с Корреспондентом, ему пришлось на время выпроводить нескольких клиентов. Секрет привлекательности его товара для покупателей – в качестве платьев ручной работы и невысоких ценах.
Стремительной эволюцией хмельницких рынков в полной мере воспользовалась юрист Виктория Наумова. Молодой специалист, два года назад начавшая зарабатывать, помогая предпринимателям оформлять договоры аренды, теперь доросла до собственной небольшой юркомпании, которая арендует помещение, примыкающее к рыночной площади.
“Я, собственно, и открылась как юрлицо только после того, как ежемесячно начала получать больше 150 заказов на таможенное сопровождение товара в Польшу и в Беларусь, а мой годовой доход перевалил за разрешенные 0,5 млн грн.”, – рассказывает Наумова.
Местный ресторатор Сергей Горишний в конце лета планирует открыть на рынке уже второе передвижное кафе. Сейчас его самодельные мобильные кофейни за день обслуживают около 1 тыс. человек на трех соседних рынках.
Любитель интересных фактов из новейшей истории предпринимательства Таратасюка уверен: Хмельницкий ждет будущее крупнейших рыночных городов. Один из них – китайский город Шицяджуань, побратим Хмельницкого, в котором сразу после кризиса стартовал ряд ярмарок, в том числе и известная ежегодная всекитайская ярмарка сельскохозяйственной продукции.
Рыночные отношения
Таратасюк за десять лет челночного бизнеса успел изучить китайскую грамоту организации универсальных рынков. “Как правило, это что-то среднее между современными торговыми центрами и традиционными рынками”, – описывает он увиденное в Поднебесной.
Двигаться по китайскому сценарию хмельничанам помогают американцы. В прошлом году инвестор из Нью-Йорка вложил около 100 млн грн. в строительство торгового центра, куда уже этим летом сможет перебраться часть местных торговцев.
Людмила Черевченко, управляющий делами горисполкома, не нарадуется: “Строится комплекс по всем правилам – со стоянками, отелями, кафе и прочими признаками современных рыночных комплексов”.
В прошлом году инвестор из Нью-Йорка вложил около 100 млн грн. в строительство торгового центра
Базары преобразили город. До кризиса их работники перечислили в местный бюджет более 40 млн грн.
– Это много? – спросил Корреспондент у Москалюк.
– Очень много, – ответила начальник городского управления торговли, – 90% от всех местных налогов.
С ее слов, этих сборов хватило, чтобы починить дороги, построить детские площадки, отремонтировать подъезды домов и обустроить сами рынки без дотации из госбюджета. “В прошлом году на всеукраинском конкурсе среди областных центров с населением до 500 тыс. человек наш город был назван самым благоустроенным в стране”, – подчеркивает чиновница.
Москалюк рассказывает, что и в ее родном городе достаточно быстро появились фешенебельные кафе и рестораны, презентабельные салоны красоты. “Не хуже чем у вас в Киеве”, – без тени улыбки утверждает она.
В период финансового кризиса жизнь Хмельницкого не выглядит настолько сладкой, как описывают ее местные власти. Тем не менее в горадминистрации уверены: все могло быть гораздо печальнее, если бы не длинные торговые ряды местных оптовиков, чей товар разъезжается по всей стране, а также в ближнее зарубежье.
“То, что Хмельницкий вырос и продержался во время перманентного украинского кризиса, в этом заслуга наших рынков”, – резюмирует Черевченко.