Западная пресса комментирует начало Всемирного экономического форума в Давосе
“Топ-менеджеры боятся экономической стагнации” – возвещает в заголовке The Wall Street Journal. Большинство ведущих бизнесменов настраивается на то, что в 2013 году придется нанимать меньше сотрудников и реже прибегать к слияниям и поглощениям, отмечает журналист Макс Колчестер, ссылаясь на опрос PricewaterhouseCoopers.
Причина – страх перед стагнацией в мировой экономике. Опрошенных пугают резкий рост госдолгов, слабый экономический рост и потенциальные волнения на социальной почве. Правда, страхи перед рецессией тоже значительно ослабли, но лишь 18% из 1330 опрошенных ожидают роста мировой экономики. 52% полагают, что экономика “зависнет” – ни рецессии, ни роста.
Главное опасение – вероятность экономической волатильности, на втором месте – фискальный дефицит. Две трети топ-менеджеров боятся, что правительства переусердствуют с регулированием.
Что предпринимают топ-менеджеры? “Почти половина отказывается от глобальной экспансии и делает ставку на органичный рост на уже занятых рынках”, – пишет газета. 70% планируют сократить издержки. Лишь 45% планируют нанимать новых работников.
“Степень уверенности в себе значительно различается, если брать разные страны. В России две трети топ-менеджеров полностью уверены в росте доходов, в США – лишь 30%, а в Южной Корее – всего лишь 6%”, – говорится в статье.
“Чем Давосский форум похож на сайентологию” – вот вопрос, вынесенный в заголовок Говардом Дэвисом, автором блога на сайте Financial Times. Автор гадает, зачем видные бизнесмены, финансисты и политики отправляются на горный курорт. “Чтобы подолгу сидеть в пробках из “ауди”, где единственное занимательное занятие – отличать Audi А-8 от А-4 Quattros?” – недоумевает он. “Астон-мартины” невозможно “переобуть” в зимние шины, иначе русские брали бы свои “астон-мартины” с собой”, – добавляет автор.
Джордж Сорос поведал журналисту, что ненавидит Давос, но каждый раз приезжает на форум. “Он ссылается на то, что “эффект поддержания связей” перевешивает все другие неудобства”, – поясняет автор.
А в чем же сходство с сайентологией? “Существуют несколько уровней участия, отражаемые цветом вашего бейджа”, – пишет автор. Как и в сайентологии, адепт стремится перейти на все более высокий уровень – и с каждой новой ступенью обнаруживает, что существуют еще более привилегированные категории членства. Дэвис думал, что в Давосе высшая ступень – IGWEL (“Неформальная группа мировых экономических лидеров”), но, видимо, ошибался.
Independent в редакционной статье радуется: “В повестку дня наконец-то вернулись климатические изменения”. Давно пора, восклицает газета. “Опасность все более нестабильных метеорологических изменений становится очевидна как никогда: ледяной покров Арктики беспрецедентно тает, ураган Сэнди нанес урон, в Австралии такая жара, что метеобюро было вынуждено добавить к температурной шкале дополнительный цвет”, – говорится в статье.
“Давос – клуб неудач” – так озаглавлена редакционная статья в The Guardian. Между тем в 90-х и “нулевых” это был “клуб победителей”: участники обсуждали, “как переделать мировую экономику в соответствии с их целями и взглядами: больше глобализации, больше рынка”. “Теперь же Давос можно назвать “клубом неудач”. Нет, не “клубом неудачников” – даже на фоне рецессии богачи живут неплохо”, – пишет газета, поясняя, что, по некоторым данным, в 2010 году доходы богатейшего 1% американцев выросли на 11,6% (а остальных 99% – всего на 0,2%).
Как бы то ни было, идеи Давосских форумов, МВФ и правительств еврозоны (“расширение рынков, урезание зарплаты и льгот для работников”) себя не оправдали, считает издание. Меры жесткой экономии в Европе привели к хаосу. “Единственный выход для Запада – признать, что это кризис спроса, а не предложения, и помогут лишь крупные расходы на создание рабочих мест и повышение зарплат”, – пишет газета, сомневаясь, однако, что в Давосе такой вариант одобрят.