Понятие банковской тайны безнадежно устарело, считают в Евросоюзе
И бороться с неуплатой налогов и отмыванием денег нужно через создание общей системы обмена банковскими данными, то есть раскрытием информации о вкладчиках, пишет Bankir.ru.
Этот вопрос будет обсуждаться на июльском саммите “Большой восьмерки”, а, значит, может затронуть и нашу страну. Впрочем, такая система помогла бы бороться с коррупцией в России, уверены эксперты “РГ”.Первым об устаревании понятия “банковская тайна” заявил на прошлой неделе министр финансов Франции Пьер Московиси. По его словам, из-за излишней закрытости счетов для налоговых органов страны ЕС недополучают триллион евро бюджетных поступлений. Что, кстати, гораздо больше, чем объем помощи европейским странам-банкротам.
Создание общеевропейской системы автоматического обмена банковской информацией уже поддержали практически все ведущие страны Евросоюза – Германия, Франция, Великобритания, Испания, Италия. В стороне не остались даже традиционные оффшоры Старого Света – Мальта и Люксембург. Особняком пока держатся только австрийские власти, считая, что государство не должно лезть в дела частных вкладчиков.
Россия как участник “Большой восьмерки” наверняка примет участие в обсуждении по созданию системы обмена данных. “И здесь в каком-то смысле нам можно и пожертвовать своим суверенитетом, поскольку рынок финансов – глобальный”, – считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Кроме того, на рассмотрении в Госдуме сейчас находится президентский законопроект о запрете чиновникам иметь счета за рубежом, напоминает он. “Проверить наличие счетов за границей у государственных служащих пока сложно. А если мы вольемся в эту общую европейскую систему, выполнить установку президента будет уже гораздо легче”, – отмечает Иванов. Правда, при этом европейцы получат право проверять и российские финансовые структуры.
Кстати, в США такая система действует уже три года. “Американцы, по сути, и создали тот прецедент, когда финансовые организации по всему миру должны будут предоставлять информацию им о счетах американских налогоплательщиков”, – рассказал Иванов. Американские власти наделены правом запросить информацию о своих налогоплательщиках практически во всем мире. Но только если есть реальная почва для проверки – например, расследование по уголовному делу. В ЕС же одна страна может проверить счета любого другого государства объединенной Европы.
Но здесь сразу возникает вопрос – а почему бы человеку не спрятать свои деньги подальше от любопытных глаз, например, в какие-нибудь оффшорные зоны в Тихом океане? “Чтобы этого избежать, нужно выстраивать “стену” между развитыми финансовыми рынками и всеми остальными”, – считает Олег Иванов. То есть если вкладчик сотрудничает с непрозрачным финансовым институтом, то доходы, которые туда перечисляются, должны облагаться специальным налогом с транзитных операций, говорит эксперт “РГ”. В США, приводит пример Иванов, такая система уже действует, сбор составляет 30 процентов от суммы вклада. “И этот опыт стоит перенять и России, это будет еще одной экономической мерой по борьбе с нелегальными доходами чиновников”, – сказал эксперт “РГ”.
Но есть мнение, что общеевропейская система обмена банковскими данными может так и не заработать. “Вряд ли все эти начинания будут стопроцентно доведены до конца”, – полагает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ “Высшая школа экономики” Александр Абрамов. Оффшорные зоны Европы, считает он, могут передумать и не присоединяться к этой системе, поскольку их экономика на банковской тайне и держится. Кроме того, полагает Абрамов, создание системы обмена банковскими данными затеяно именно сейчас только как метод привлечения денег в прохудившиеся бюджеты ряда европейских стран. “И не факт, что им удастся собрать ощутимые суммы. Решать вопросы покрытия долгов такими методами вряд ли получится”, – считает эксперт “РГ”. Да и об отмене банковской тайны, уверен Абрамов, говорит пока что рано – без нее и в банки никто ходить не будет.
С другой стороны, для России, полагает этот эксперт “РГ”, участие в подобной системе теоретически могло бы обернуться и плюсом. “Но главное, чтобы отслеживание счетов не повредило законопослушным людям. Поэтому российское финансовое законодательство надо приводить в порядок только параллельно с укреплением основных экономических институтов”, – подчеркивает Абрамов.