Новости экономики

Жители оккупированного Донбасса используют незаконные схемы, чтобы получать соцвыплаты, – Рязанцев

Многие жители оккупированного Донбасса используют незаконные схемы, чтобы получать выплаты как внутренне перемещенные лица (ВПЛ).

Об этом заявил глава департамента финансов социальных программ Минфина Андрей Рязанцев в интервью “Зеркалу недели”.

По его словам, ведомство проводит поэтапную проверку всех лиц, получающих социальные выплаты.

“На сегодняшний день имеем информацию о 15 млн 67 тыс. человек, получающих социальные выплаты. Это почти 30% от общего количества производимых государством соцвыплат, составляющего 48,4 млн единиц (некоторые граждане получают по несколько выплат). Работаем комплексно и уже видим тенденции по многим направлениям”, – отметил он.

“Первая группа, которую мы внесли в черный список, – социальные выплаты по утерянным паспортам. В эту группу попали только те, у кого дата потери паспорта раньше, чем: а) открытие счета в банке; б) назначение социальной выплаты. Версии две: либо по этим документами кто-то другой получает выплаты, либо это те же люди, имея на руках уже новый документ, дублируют какие-то виды социальной помощи. И то и другое возможно по причине разрозненности информационных баз социальных фондов”, – пояснил чиновник.

“Эта группа на сегодняшний день составляет 31 тыс. человек. По этому источнику мы проверили 4 млн 29 тыс. человек. Если наложить выявленную пропорцию на 48 млн всех соцвыплат, то имеем потенциально более 372 тыс. выплат по утерянным документам”, – подчеркнул Рязанцев.

“Из 31 тыс. человек, получающих пенсии по утерянным паспортам, 3 998 человек зарегистрированы как ВПЛ. То есть примерно 10% от проверенных. Таким образом, потенциально около 37 тыс. ВПЛ сегодня могут получать соцвыплаты по утерянным документам. При минимальной пенсии это более 44 млн грн ежемесячно, полмиллиарда в год. С учетом шахтерских пенсий может быть в разы больше”, – заявил представитель Минфина.

По его словам, вторая группа риска – идентификационные коды. “Группа людей, у которых отсутствуют, подозрительны или отменены идентификационные коды, составляет 75 тыс. 765 человек. Под подозрительными понимаются: а) наличие к одному коду двух разных людей; б) код к паспорту вообще не прикреплен, что ставит под сомнение природу происхождения паспорта; в) регистрационный номер закрыт, лицо снято с учета; г) дата рождения не совпадает с кодом и пр. Здесь речь идет либо о полном хаосе с документами, либо тоже о схеме. На 4 млн 29 тыс. проверенных – 75 тыс. 765 подозрительных”, – информирует чиновник.

“Но перейдем к третьей группе риска, которая напрямую касается выплат ВПЛ, у которых есть недвижимость на подконтрольной территории. Таких граждан мы насчитали 11 тыс. 924 из 191 тыс. проверенных переселенцев. То есть если рассматривать цифру опять-таки в проекции к общему количеству переселенцев в 1 млн 700 тыс., то на сегодняшний день около 100 тыс. ВПЛ могут иметь недвижимость на подконтрольной территории. И часть из них даже умудряются получать субсидии на эту недвижимость”, – отметил он.

“Очевидно, что это и есть та самая группа “переселенцев”, которые уехали из Донбасса давным-давно, но достали свой паспорт и оформились как ВПЛ. Хотя априори не должны были попасть в категорию ВПЛ”, – подчеркнул чиновник.

“Здесь еще одна интересная цифра. 24 тыс. 796 ВПЛ из тех же 191 тыс. проверенных переселенцев, у которых место получения социальных выплат и заработной платы на протяжении двух лет до момента начала АТО находилось вне зоны конфликта. То есть это опять-таки те люди, которые переехали раньше, но не успели обзавестись недвижимостью. И это потенциально ни много ни мало, а еще 200 тыс. липовых переселенцев, из-за которых страдают реально потерявшие свои дома люди”, – заявил Рязанцев.

“Вместе с теми, кто обзавелся недвижимостью, это уже 300 тыс. человек, которые годами живут на подконтрольной территории и сегодня как минимум получают 135 млн грн помощи в месяц из госбюджета. 1 млрд 600 тыс. в год!” – сказал представитель Минфина.

“Четвертая группа риска также касается ВПЛ. Речь идет о 13 тыс. 150 переселенцах, депозиты которых составляют более 10 прожиточных минимумов (13,7 тыс. грн). Абсолютно согласен с тезисом, что планку нужно разумно поднимать. Более детально можно будет говорить об этой группе, когда проверим всех и разобьем ее по диапазонам. Однако вряд ли и после этой операции станут понятны миллионные депозиты “переселенцев”. А таких достаточно”, – отметил чиновник.

helen