У Кабмина есть пространство для маневра, и он пытается использовать его максимально эффективно.
Заявление премьера Владимира Гройсмана в прямом эфире одного из телеканалов о том, что его тошнит от популистских заявлений и он готов к непопулярным решениям, неожиданно быстро нашло практическое продолжение. 27 апреля правительство приняло решение об унификации цены газа для потребителей.
Не секрет, что проблема энергообеспечения в Украине существует уже давно. Объемы энергопотребления в нашей стране несопоставимы с созданием конкурентоспособной по цене продукции, к тому же еще с 90-х годов махинации с неучтенными объемами газа позволили накопить внушительные состояние многим причастным к поставкам энергетических ресурсов в Украину. Цена российского газа для Украины была политической, в 2006 и 2009 году благодаря “газовым” войнам Москва навязала Киеву высокую цену “голубого топлива”, к счастью, не сумев установить контроль над нашей газотранспортной системой. Несмотря на потребность оптимизировать государственные расходы, год за годом власть предпочитала дотировать НАК “Нафтогаз Украины” больше похожими на фантики гривнами, создавая эфемерную стабильность в энергетической сфере.
В прошлом году энергетическая монополия впервые за много лет стала безубыточной, что во многом стало заслугой команды главы правления “Нафтогаза” Андрея Коболева. Не менее успешной оказалась диверсификация источников поставки газа. Тем самым были созданы предпосылки для унификации тарифов для всех без исключения потребителей. Больше нет экономического смысла воровать дешевый газ из системы жилищно-коммунального хозяйства и продавать его задорого на промышленные объекты. И это далеко не единственный позитив в принятом правительством решении.
Переход к рыночной цене газа — одно из основных и многолетних требований МВФ, но на этот раз правительство отказалось от слепого исполнения пожеланий Фонда. Гройсман анонсировал внесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта, которым будет отменено налогообложение пенсий, вызывающее праведный гнев не только политиков, но и сотен тысяч украинцев. В политическом смысле — правильный шаг, поскольку многочисленной оппозиции будет сложно отказаться от поддержки этого решения. С 1 декабря правительство намерено на 10% поднять социальные стандарты.
Наверное, впервые за много лет к вопросу унификации цены “голубого топлива” в правительстве подошли грамотно. Во-первых, о нем объявлено по окончании отопительного сезона, что создает временной лаг для накопления средств и установления счетчиков потребления газа (есть основания полагать, что это станет популярным трендом ближайших месяцев). Во-вторых, правительство несколько снизило цену газа и показало структуру цены, отметив, что она будет зависеть от цены энергоресурсов на европейских хабах. Это, как минимум, показывает, что Украина не рассчитывает на российское топливо как на приоритет, более того — фактически преодолела зависимость от “Газпрома”. В-третьих, премьер подчеркнул, что неимущие граждане продолжат получать субсидии на оплату потребленного газа. Теперь становится понятным, почему Гройсман отстаивал необходимость назначения Андрея Ревы министром социальной политики: ему необходимо быть надежно прикрытым в этом направлении.
Первой и весьма бурно отреагировала на решение правительства унифицировать цену газа для всех потребителей Юлия Тимошенко. Лидер “Батьківщини” словно вспомнила времена, когда у нее была заслуженная слава “газовой принцессы”, и постаралась максимально дискредитировать решение Кабмина, назвав его “преступлением против Украины”. При этом Юлия Владимировна скромно не стала напоминать, что наша страна оспаривает в Стокгольмском арбитраже условия освященного нею вместе с Владимиром Путиным в январе 2009-го крайне невыгодного газового контракта о поставках российского газа на кабальных условиях.
Гройсман на посту премьера стартовал с принятия резонансных решений, не требующих одобрения парламентом. У Кабмина есть пространство для маневра, и правительство попытается использовать его максимально эффективно. Похоже, премьер отлично понимает, что 100 дней без критики у него нет, поэтому стремится заложить основу для уверенной работы. Унификация газовых тарифов — стресс-тест на устойчивость правительства перед лицом критики со стороны оппозиции.