Путин обратил внимание на экономику. Его возмутил рост цен на бензин в России в условиях обвала нефтяных цен в мире.
На совещании с кабинетом министров он обрушился на министра экономики Алексея Улюкаева: «Некоторые вещи – они вызывают, конечно, вопросы. Вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении цен на нефть на 35%. Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понимать? А куда ФАС тогда смотрит?»
Улюкаеву, конечно, не позавидуешь. Когда человек, которого ты считаешь главой государства, публично занимается настолько откровенным манипулированием цифрами, не сразу найдешься с ответом. Поэтому министр экономики не слишком вразумительно высказался о том, что цены на бензин выросли в пределах общей инфляции, а дизтопливо и вовсе подорожало всего на 5,3%, что существенно ниже инфляции. Но Путина это, похоже, не удовлетворило.
Между тем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в мире падали цены на нефть, выраженные в долларах. В России же цены на бензин росли в рублях. И если все привести к общему знаменателю, то получится, что в начале года среднестатистический россиянин платил на заправке за литр бензина около доллара, а теперь – 65-70 американских центов. Вот и 35-процентное снижение. Можно посчитать и иначе. В начале года нефть колебалась в коридоре 3300-3700 рублей за баррель, а теперь стоит 3500. Вот и ведет себя бензин точно так же, как и прочие товары – растет в цене в пределах инфляции. Причем, если принять во внимание «налоговый маневр», который заключался в снижении экспортных пошлин на нефть и повышении налога на добычу полезный ископаемых, можно смело прогнозировать дальнейший рост цен на топливо внутри страны. Ведь нефть с учетом налоговой нагрузки нефтяникам, а значит и переработчикам, будет обходиться дороже. Причем, вся нефть, а не только экспортная. Это увеличение налоговой нагрузки неизбежно будет заложено в цену.
Есть, правда, и другой вариант. Путин и ФАС заставят нефтяные компании как минимум отказаться от повышения цен. Работа на российский рынок станет гораздо менее рентабельной. Экспорт вырастет, что окажет дополнительное давление на мировые цены. Зато внутри страны образуется дефицит, который выльется в очередной топливный кризис. Далеко не первый за годы «ручного управления».