За год сумму потерь от неуплаты топливных налогов можно сравнить с суммой, которую Украина тратит на Нацгвардию.
По итогам первого полугодия 2015 года потери государственного бюджета от теневого рынка топлива — контрабанды, фальсификата, пересортицы — составили около 3,5 млрд грн. Это сумма неуплаченных “топливных” налогов (акциз и НДС) на 375 тыс. тонн нефтепродуктов.
Если посчитать вероятные потери до конца года, то получается, что они составляют почти столько же, сколько и бюджет Нацгвардии, который составляет 8 млрд грн, пишет эксперт нефтерынка Сергей Куюн.
Для сравнения, в прошлом 2014 году нелегальный бензин “украл” из госбюджета 5 млрд грн, писал ранее Куюн.
В то же время нельзя сказать, что фискальная служба абсолютно бездействует, пишет Куюн. В 2015 году были проведены спецоперации, в ходе которых выявлено около 5% от оценочных объемов нелегальных нефтепродуктов.
Наиболее же ощутимые результаты достигнуты в борьбе с контрабандой, которая практически прекратилась после запуска с 1 июня Энергетической таможни. Правда, несмотря на очевидные результаты, глава ГФС уже инициировал фактическую ликвидацию не только “Энергетички”, но во многом и ликвидацию самой таможни как таковой.
Согласно официальным данным Госстата, за первое полугодие 2015-го Украина потребила без малого 1,124 млн т бензина. При этом производство составило 305 тыс. т. Очевидно, что остальное — 819 тыс. т — должно было приехать извне. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс. т. “Откуда же взялись 114 тыс. т, или почти 10% рынка бензина?” – обращает внимание Куюн.
Но и это еще не все, пишет он. Есть все основания считать указанные официальные данные по потреблению заниженными минимум на 15%.
“Дополнительная мотивация “бить мимо кассы” появилась с января текущего года, когда неожиданно для всех был введен 5%-ный сбор с розничных продаж подакцизных товаров. При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн. Учитывая, что вся маржа заправок составляет 2–3 грн, стимул продавать бензин, не ставя в известность кассовый аппарат, крайне велика”, – пишет эксперт.
Таким образом, размер теневого рынка бензина в первом полугодии текущего года можно оценить минимум в 275 тыс. т.
Такой же подход при вычислении нелегального рынка дизельного топлива выводит на цифру в размере около 100 тыс. т в первом полугодии.
“Почему “левого” дизтоплива меньше? Ответ прост: акциз на бензин составляет 202 евро/т, а с 20%-ным НДС — более 240 евро/т, или около 5500 грн/т, или более 4 грн на литре. В то же время акциз на дизтопливо равняется 100 евро/т, т.е. заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, соответственно, бодяжить и “контрабасить” бензин при той же доле риска намного выгоднее. К тому же технологически ДТ сделать сложнее, тогда как компонентов бензина предостаточно”, – поясняет Куюн.