Новости экономики

Чего нам ждать от налоговой реформы, – эксперт

Почему не стоит ждать от Минфина низких ставок по налогам уже сегодня.

Об этом пишет экономический обозреватель Леся Выговская.

Утром 3 августа мы с коллегой-фотографом вошли в здание Министерства финансов, на Контрактовой площади. Принимали нас любезно, угощали кофе. Мы сидели на кожаном диванчике в приемной замминистра финансов по вопросам налогообложения Елены Макеевой более получаса. Она опаздывала.

Корректнее, наверное, сказать, что задерживалась – в то утро у нее была важная встреча с представителями технической миссии МВФ по вопросам налоговой реформы. Заключительная. МВФ передал отчет о предложенной модели и механизмах налогообложения, свои рекомендации и замечания.

В тот день я долго расспрашивала у Елены Макеевой о проделанной работе, о ее итогах. Более часа разговоров, но я так и не услышала какой-либо конкретики:

НВ: Как продвигаются реформы?

ЕМ: Мы провели 16 индустриальных платформ, это была моя инициатива…

НВ: Разговоров много, а результата работы над налоговой реформой людям не видно…

ЕМ: Давайте спросим, что является результатом для этих людей…

НВ: Вы только что со встречи с МВФ, она была финальная. О чем договорились?

ЕМ: Сегодня мы ни о чем не договаривались. Это техническая миссия, она касалась упрощенной системы налогообложения, налога на прибыль, ЕСВ, НДФЛ, таких аспектов. И они сегодня представили отчет, обратили мое внимание на отдельные вещи.

НВ: Тот налоговый кодекс, который вы будете презентовать в конце августа, что предусматривает?

ЕМ: Точно снижение нагрузки на фонд зарплаты. Но у нас нет еще четкой модели.

НВ: Я думала, что новый налоговый кодекс уже предусматривает эти все изменения по налогам.

ЕМ: Конечно, 27-го августа мы представим.

НВ: Что конкретно?

ЕМ: Модель налоговую. На Нацсовете реформ.

НВ: Вы говорите, что вы еще не решили по поводу модели, что вы еще дискутируете…

ЕМ: Что такое налоговая модель? Это НДС, есть налог на прибыль… Когда будет модель? Тогда, когда мы решим, какая будет ставка по тому или иному налогу. Активисты говорят, что налог на доходы физлиц и единый социальный взнос вместе должны быть не больше 20%. А какие это потери для бюджета?

НВ: Я надеялась, что уже будут прописаны ставки…

ЕМ: Конечно, будут прописаны. Но сегодня только 3-е число.

НВ: Хорошо, что согласовали с МВФ? Чего нам ждать? НДФЛ и ЕСВ, будут объединять или нет?

ЕМ: Есть разные идеи…

У меня начали сдавать нервы. Макеева также слегка выходила из себя. Я повторяла вопросы, а она обвиняла меня, что я ее не внимательно слушаю. Я переводила разговор в другое русло, мы успокаивались, потом снова возвращались к теме налоговых ставок. По итогам, в Минфине интервью не одобрили, решив, что оно “какое-то сухое”.

И вот, через неделю Министерство финансов должно представить публике модель налоговой реформы. Но какой именно она будет, кажется, в самом министерстве еще не знают до сих пор.

На протяжении августа пресс-служба Минфина вбрасывала информацию в СМИ, как бы пробуя на ощупь почву – как отреагирует общественность на “либеральную налоговую реформу”. Общественность реагирует бурно. В экстренном порядке собираются форумы. Созывают депутатов, представителей отраслевых ассоциаций, международных организаций, Минэкономики, Минфина, налоговой. Последние два ведомства на встречу не приходят.

“Минфин готовит свои предложения самостоятельно, не согласовывая с другими членами целевой команды налоговой реформы. Без решения двух проблем – реформа ДФС и уменьшения нагрузки на фонд заработной платы – мы не достигнем ничего”, – заявляет народный депутат от Самопомичи Андрей Журжий, тот самый, которого Елена Макеева во время интервью хвалила как единственного депутата, которому действительно интересно как проходит реформа. Вся робота, все время и средства, направленные общественными организациями и бизнесом, пошло коту под хвост. Нас в очередной раз кинули. Все. Точка.

“Там нас мочили за то, что мы не спрашивали у бизнеса, чего бы они хотели от налоговой реформы. Но, хотела сказать, если вдруг будете готовить текст, что по инициативе лично Елены Макеевой провели 16 встреч с представителями практически всех отраслей экономики, (по одной встрече на отрасль, всего во встречах приняли участие более 150 компаний) + 6 встреч с общественными активистами, включая Новую Краину и РПР”, – пишет мне вечерком пресс-секретарь Минфина в facebook.

Перезапуск налоговой системы предусмотрен как стратегией президента Украина-2020, так и коалиционным соглашением. Весной за разработку нового налогового кодекса и реформу налоговой службы взялись Елена Макеева, замминистра финансов, и Роман Насиров, глава ГФС. Персональную ответственность за все изменения несет на себе министр финансов Наталия Яресько. Она же будет представлять налоговую реформу перед президентом и народными депутатами.

Как же так вышло, что пришли в Минфин люди из бизнеса, которым доверяли, которые 2 десятка лет жаловались, что их не слышали, которые обещали, что в этот раз все будет иначе, но выходит “как всегда”? Все банально просто: Минфин не может определять стратегию налоговой реформы, это не его задача. Прямая задача Минфина – найти источники средств для наполнения бюджета. А либерализация налоговой системы может ввести дисбаланс в бюджет. Если не просчитать все четко и правильно, в 2016-м мы получим и недопоступления в бюджет, и задержку соцвыплат, и бунт бюджетников. И за это тоже несет ответственность Минфин, и Наталия Яресько лично. Льва попросили воспитать ягненка. Нет, лев не злой, и не глухой. Просто у него возник когнитивный диссонанс.

Не стоит ждать от Минфина низких ставок по налогам уже сегодня. Этого не будет в условиях стагнации экономики. Позиция Минфина всегда (!) будет определена задачей наполнения госбюджета. Да, налоговая реформа даст толчок к развитию бизнеса, а значит росту экономики, а значит обогащению страны. Но, обеспечить экономический рост, и защитить бизнес, определить, в конце концов, стратегию развития страны – это задание Министерства экономического развития и торговли.

И именно там должны сидеть люди, которые определяют какой будет экономика, и какой может быть налоговая реформа. И именно от Минэкономики должны приходить указы Минфину относительно технических моментов ее внедрения.

Что сейчас делает Минфин чтобы либерализировать систему налогообложения? Договаривается с внешними кредиторами о списании части долга Украины перед ними. Это действительно его задача, и это действительно может дать возможность команде Минфина облегчить налоговую нагрузку.

Почему разработку налоговой реформы поручили не Минэкономики? МВФ был против. Задача миссии МВФ – стабилизация украинской экономики, устранение любых рисков для дисбаланса. А реформы – это дестабилизация, это хаос, это всегда тяжелая и пыльная работа. Это как ремонт, из-за которого нужно понервничать, поссориться со всеми причастными, замарать руки, на который нужно в конце концов очень сильно потратиться. Реформы не бывают бесплатными.

По материалам НВ
innika