Новости экономики

Чем Запад сейчас должен помочь Украине, – The American Interest

Аннулировать Минское соглашение, сохранить санкции против России и продолжать давление на украинских лидеров, чтобы они перебороли коррупцию.

Украинский народ за последние два года принес колоссальные жертвы. Более ста человек были убиты во время революции на Майдане в 2014 году и почти 10 тысяч погибли, отражая вторжение войск Владимира Путина на востоке Украины. Они разочаровались в своих новых руководителях и разуверились в Западе, считая, что он не оказывает их стране ту поддержку, в которой она нуждается.

За последние 12 лет украинцы дважды организовывали и проводили массовые протесты против коррупции и авторитаризма. В первый раз это было в 2004 году, когда народ восстал против попытки тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича сфальсифицировать результаты президентских выборов. Вторая попытка была предпринята в 2013-2014 годах, и это были выступления против масштабной коррупции президента Януковича и против его отказа подписывать соглашения с Европейским Союзом из-за давления России. В мире нет такой страны, которая может сравниться с Украиной по своим достижениям за последние 12 лет. Народ Украины заслужил полную поддержку Запада.

Соответственно, западные лидеры должны заверить его, что санкции против путинского режима будут сохранены до тех пор, пока Россия не прекратит нарушать украинский суверенитет и территориальную целостность. Соединенные Штаты и Европейский Союз также должны действовать в отношении украинских лидеров по принципу строгости из милосердия, четко показывая им, что за отказ от борьбы с коррупцией им придется расплачиваться.

«Санкции против России могут и должны быть сняты лишь тогда, когда она полностью выполнит свои обязательства по Минскому [мирному] соглашению», — заявил 24 апреля президент Обама на пресс-конференции в немецком Ганновере. Канцлер Германии Ангела Меркель откликнулась на призыв Обамы к единству ЕС и США против продолжающейся российской агрессии в Украине. «Мы придерживаемся Минского соглашения и придаем большое значение его скорейшей реализации, — сказала она. — У нас до сих пор нет устойчивого прекращения огня, и мы должны продвигать политический процесс. Поэтому мы детально обсуждаем последующие необходимые шаги».

Лидеры США и Германии правы, подчеркивая необходимость сохранить санкции против путинского режима. Но они ошибаются, выдвигая условие о выполнении Россией Минского соглашения о прекращении огня, которое было заключено более года тому назад при посредничестве Германии и Франции между агрессором Россией и жертвой российской агрессии Украиной. Дело в том, что в минской сделке есть масса недостатков. Там вообще не упоминается Крым, незаконно аннексированный Россией в марте 2014 года; там говорится об «иностранных», а не о российских силах, которые вторглись в Украину и продолжают участвовать в боевых действиях; там есть несправедливое требование к Украине принять особый закон и поправки в конституцию по поводу выборов в Донецке и Луганске, которые в настоящее время находятся под контролем российских оккупационных войск. Голосование по такому закону — это чрезвычайно болезненный вопрос для украинцев. В августе прошлого года, когда украинский парламент Рада с минимальным большинством утвердила такой закон в первом чтении, в ходе протестов погибли четыре человека. Очень маловероятно, что украинскому президенту Петру Порошенко удастся набрать в 450-местной Раде 300 голосов, необходимых для внесения поправок в конституцию, о которых говорится в Минском соглашении.

В результате российского вторжения более полутора миллионов украинцев из Донбасса были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания. Если они не смогут вернуться в свои дома и проголосовать, то в соответствии с украинским законом и нормами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, выборы там не будут легитимными. Более того, России не должно быть никакого дела до того, какой быть системе государственного управления в Украине. Тем не менее, депутаты украинской Рады и политические лидеры подвергаются усиленному давлению со стороны стран Запада, в том числе, США, которые требуют принять такой закон, а этим летом провести выборы. Провести законные выборы в Донбассе так скоро нет абсолютно никакой возможности. Давление на Украину и призывы к ней продемонстрировать выполнение своих обязательств по Минскому соглашению имеют одну цель: заставить колеблющиеся страны-члены ЕС сохранить санкции против России, когда в конце июня придет время для их рассмотрения.

Но такие действия тяжким и ненужным бременем ложатся на Украину, которая подвергается давлению, вместо Москвы. На самом деле, Россия не выполнила ни одного положения Минского соглашения. Благодаря минской сделке боевые действия на востоке Украины временно стихли, но в последнее время насилие там снова набирает темпы. С момента подписания соглашения прошло больше года, и этого вполне достаточно для вывода о том, что оно не действует.

Ответственность за этот провал несет не Украина, а Россия — как страна-агрессор. Заявления о том, что Минское соглашение — это лучший вариант, о чем постоянно твердят западные дипломаты, являются признаком лени и пораженчества. И это несправедливо по отношению к Украине.

Россия показала, что является ненадежным партнером (не только в Украине). Она совершенно нелепо продолжает утверждать, что у нее вообще нет войск на украинской территории, из-за чего продолжение переговоров с Москвой становится совершенно бессмысленным. Столь же неразумно продолжать давление на Украину с требованием соблюдать условия Минского соглашения, в то время как Россия отказывается их выполнять. Пора придумать нечто получше. Соответственно, ЕС, США, а также Канада, Япония и другие страны, введшие санкции против России за вторжение в Украину, должны заменить Минск декларацией из одного предложения:

Санкции против России будут сохранены и со временем усилены, если и пока Россия не выведет свои войска и боевую технику с Украины (в том числе, из Крыма), не будет соблюдать суверенитет и территориальную целостность Украины, и не вернет Украине тех граждан, которых она захватила на украинской территории.

Это не продолжение переговоров с Владимиром Путиным. Это должно быть заявление. Западные руководители обязаны недвусмысленно показать, что Украина остается жертвой продолжающейся российской агрессии, и что санкции против путинского режима должны быть сохранены до тех пор, пока он не оставит Украину в покое, сколько бы времени на это ни понадобилось.

Проблема коррупции в Украине

Если Россия представляет для Украины самую серьезную внешнюю угрозу, то самой большой внутренней угрозой для нее является неспособность президента Порошенко и его окружения справиться с коррупцией. Запад для решения этой проблемы должен занять жесткую позицию. Кто-то может сказать, что новому правительству Владимира Гройсмана надо дать время на адаптацию и лишь после этого действовать по принципу строгости из милосердия. Но ни Украина, ни Запад не могут ждать. Более того, утверждение 14 апреля в должности преданного Порошенко Гройсмана больше свидетельствует о консолидации власти в руках президента, чем о движении в направлении подлинных реформ.

Украинский народ заслуживает лучшего. После каждой революции (сначала в 2004, а затем в 2014 году) новые украинские лидеры очень быстро вызывали полное разочарование у народа, поскольку неизменно возвращались к старой практике междоусобной борьбы и повсеместной коррупции. Во время последних поездок в Украину (их было три за прошедшие пять месяцев, включая недельную поездку в период перетряски правительства) я не слышал особого оптимизма в высказываниях о новом правительстве. За несколькими исключениями большинство руководителей, назначенных в кабинет Гройсмана, оцениваются более негативно, чем те, кого они сменили. Многие обозреватели говорят, что правительство Гройсмана продержится не более шести месяцев. Все это требует усиления внешнего давления на украинских руководителей по четырем главным направлениям.

Во-первых, Соединенные Штаты, Европейский Союз и международные кредитные организации должны оказывать дальнейшую финансовую помощь Украине по результатам деятельности ее правительства, а не на основе разглагольствований и пустых обещаний. В значительной степени это уже происходит. Так, Международный валютный фонд задержал передачу очередного транша Украине на суму 1,7 миллиарда долларов. Формирование нового правительства это не прогресс, а обычное событие. Запад и международное сообщество должны настаивать на серьезной программе реформ и на том, чтобы новая команда уже на начальном этапе показывала результаты. Поставка летального оружия и оказание военной помощи Украине для защиты от дальнейшей российской агрессии это совсем другое дело, и сделать это надо было еще два года назад.

Во-вторых, Соединенные Штаты и их европейские союзники должны активнее предлагать помощь со стороны ФБР и Министерства юстиции в расследовании фактов коррупции в Украине. Они должны также четко заявить о том, что согласие Украины на такую помощь и ее использование будут рассматриваться как свидетельство серьезного отношения Киева к борьбе с этой проблемой. Необходимы также помощь со стороны и давление на украинскую прокуратуру, чтобы расследования проводились честно и без политического вмешательства. Это поможет положить конец политическим преследованиям разоблачителей, в том числе, из Генеральной прокуратуры.

В-третьих, американские и европейские правоохранительные органы должны проанализировать, на какие средства украинцы покупают в их странах дорогостоящие активы и недвижимость. Например, откуда украинские чиновники и олигархи берут деньги на приобретение компаний и дорогих квартир в США? Запад не должен способствовать коррупции в Украине.

В-четвертых, пора применить точечные санкции против украинцев, причастных к серьезной коррупции. Доводы в пользу таких мер не означают, что Украина приравнивается к России, против которой уже действуют два типа санкций: за грубые нарушения прав человека и за вторжение Владимира Путина в Украину. Санкции в Украине должны быть направлены против коррупции на высоком уровне. Даже если подвергнуть санкциям небольшое количество коррупционеров, это произведет отрезвляющий эффект на остальных, кто не хочет терять возможность ездить на Запад и держать деньги в его банках.

Движение Майдана в 2014 году было в значительной степени протестом против 25 лет разрушительной коррупции в Украине. Если не считать создания независимого антикоррупционного бюро в Украине, Порошенко и члены прежнего правительства не сделали ничего для противодействия коррупции. Генеральная прокуратура была орудием борьбы с политическими противниками и препятствовала рассмотрению дел против тех, кого действительно подозревали в противозаконной деятельности, включая виновных в убийствах «небесной сотни», погибшей в Киеве в феврале 2014 года. Крайне необходимо провести тщательную уборку в Генеральной прокуратуре, а также навести порядок среди 20 000 прокуроров Украины и многих судей.

Оказывая поддержку Украине в борьбе с коррупцией, мы должны действовать методами кнута и пряника. Если мы не лишим причастных к противоправной деятельности украинцев привилегии ездить и жить в наших странах, а также размещать их нечестно накопленные богатства в наших банках, украинские руководители никогда не начнут серьезную борьбу с коррупцией. За последние 15 лет американское правительство несколько раз говорило о том, что откажет в выдаче виз некоторым украинским гражданам, и всякий раз эти заявления привлекали к себе большое внимание.

Сохранение санкций против России вплоть до ее ухода с Украины, в том числе, из Крыма, а также более жесткое отношение Запада к украинскому руководству в вопросах коррупции — это лучший способ помочь Украине добиться успеха. В этих делах нельзя терять время.

Дэвид Крамер, The American Interest (США)

Великолепная статья! Изложенные в ней оценки горьки, но справедливы!

Разве что можно поставить под сомнение тезис автора о том, что Запад должен непременно продолжать оказывать финансовую помощь Украине. Ведь тем самым Запад будет поддерживать и нынешнюю коррумпированную власть в Украине, которая, к тому же, в значительной мере разворует и западные деньги.

innika