Новости экономики

В концессии “по-новому” не будут экспериментировать на стратегических объектах – МИУ

Новый закон "О Концессии", на базе которого в 2016-м правительство планирует массовую передачу госимущества в управление частным инвесторам, будет отработан на более простых объектах.

Об этом в ходе круглого стола “Украинская концессия – новые правила игры” заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

По его словам, министерство хочет отойти от практики аренды госимущества, которая приносит государству копейки и громадные неустойки. Разработкой нового Закона занимается рабочая группа при ФГИУ, в состав которой вошли министерства и ведомства и ряд международных организаций. 

«Мы хотим, чтобы новый Закон «О концессии», когда он  вступит в силу, а мы надеемся, что это случится в начале следующего года, был отработан на базе порта “Октябрьский”. Мы на практике должны понять, как будут работать законодательные изменения и при необходимости их откорректируем», – пояснил В.Омелян.

Ранее Мининфраструктуры и ФГИУ в качестве пилотного проекта по отработке концессионной процедуры избрали самый крупный порт Украины – МТП “Южный”. По мнению участников круглого стола, сама идея отдать в частные руки эффективно работающее предприятие не выдерживает никакой критики. По словам координатора движения «Нет коррупции на транспорте» Александра Захарова, наибольше негодование общественности вызвал не сам факт попытки отдать в концессию единственную глубоководную гавань страны, а закрытость и непрозрачность подготовительных процедур.

“Мы требовали информацию у ФГИУ, но получить ее смогли только через суды. Потом опять обращались в суд с просьбой отменить результаты этого конкурса, потому что нам было непонятно, почему победителем среди оценщиков оказалась компания «Делойт и Туш». И почему с ней был заключен договор по оценке громадного порта всего на 12 тысяч гривен. По нашим оценкам, такая работа должна стоить несколько миллионов гривен», – подчеркнул эксперт.

В Мининфраструктуры и Фонде госимущества пообещали учесть былые недочеты допущенные в том числе и в вопросе с МТП “Южный”. По словам заместителя главы ФГИУ Андрея Гайдуцкого, в новом концессионном законодательстве предусмотрены кардинальные изменения, которые не позволят чиновникам действовать скрытно, а также коренным образом поменяют позицию государства. В частности, будет полностью пересмотрена методика оценки госимущества, кардинально изменится формула расчета концессионного платежа и сократятся сроки концессии с 49 лет – до европейского уровня – 15-20 лет.

 «В мире концессионные платежи составляют 10-15 % дохода концессионера.  В Украине же концессионная ставка привязана к фондоотдаче объекта. Чем меньше фондоотдача, тем ниже концессионная плата. А для того, чтобы минимизировать фондоотдачу достаточно лишь завысить балансовую стоимость основных фондов,  передаваемых в концессию», – отметил А.Гайдуцкий.

По словам первого заместителя министра экономического развития и торговли Юлии Ковалив, Минэкономразвития разрабатывает также полностью новую процедуру самого концессионного конкурса.

“Ключевая проблема – правильное написание концессионных условий конкурса. От этого будет зависеть допуск или не допуск участников, а также возможность сделать все под “конкретного человека”. Мы категорически против этого. Наша задача – обеспечить на законодательном уровне такую ситуацию, чтобы ни один госорган, никакое политическое влияние не могло организовать конкурс “под одного” и не дай Бог, чтобы это были какие-нибудь финансово-промышленные группы”, – заверила Ковалив.

Кроме всего прочего, по словам замглавы ФГИУ, новое концессионное законодательство будет жестко требовать от концессионеров развития полученных в управление объектов. Концессионер не сможет, получив к примеру, в концессию морской порт, превратить его в звено своего основного бизнеса. Именно этого опасались эксперты, предполагая возможную передачу порта “Южный” одной из украинских ФПГ.

“Если порт станет лишь логистическим звеном в основном бизнесе концессионера, он из источника доходов превратится в затратный объект, в статью расходов основного бизнеса концессионера. А это приведет к снижению тарифов и соответственно – к сокращению концессионных отчислений государству”, – резюмировал А.Гайдуцкий.

Оксана Ельченко